Директор Промышленного колледжа энергетики и связи Анатолий Кельдюшев в интервью RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) рассказал, как в учебном заведении интегрируются стандарты WorldSkills и демонстрационного экзамена, какие профессии стали самыми востребованными у абитуриентов в этом году, а также, почему среди приморской молодежи растет интерес и уважение к среднему профессиональному образованию.
— Анатолий Иванович, как вы оцениваете прошедшую приемную кампанию, какова динамика по сравнению с предыдущими годами?
— Приемная кампания — это всегда волнующее событие. Существует методика, своеобразные контрольные цифры плана приема, озвучиваемые еще в декабре. Согласно этим цифрам, в этом году нашему колледжу необходимо было набрать 500 студентов на очное и заочное обучение. Этот план мы выполнили на 100%. 125 первокурсников будут обучаться по программам квалифицированных рабочих. Это сварщики, электрики, специалисты в области сухого строительства, слесари -судоремонтники. Остальные семь направлений — это специалисты среднего звена: электроэнергетика, строительство, компьютерные сети, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. В этом году по сравнению с прошлым пандемийным годом абитуриенты нас практически "завалили" документами на поступление. Очень много пришло ребят. А ведь у нас в колледже в основном преподаются технические профессии, сферы услуг нет. Наши студенты уже прошли входной контроль и всероссийские проверочные работы, результаты будут уже в октябре. По их итогам будем оценивать, с какими знаниями пришли к нам ребята.
— Средний балл аттестата ваших абитуриентов растет?
— Разумеется. У нас ведь конкурс! На некоторые специальности он составляет 2,5 человека на место. И мы удивлены, что такой спрос у абитуриентов не только на компьютерные технологии, но и, например, на строительные специальности. Хоть бери и увеличивай контрольные цифры приема по таким специальностям. Также среди молодежи вырос интерес к таким направлениям как средства связи, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
—Какая у вас география абитуриентов, которые пришли учиться в колледж?
—География большая, весь Дальний Восток. Это и Сахалин, и Якутия, и Камчатка есть, Амурская область, Хабаровский край. Но большинство разумеется это Владивосток и Приморский край. Вот такая география студентов. Потому что мы единственные на всем Дальнем Востоке готовим специалистов в области электро— и тепло-энергетики. Конечно, в связи с этим для нас актуален вопрос нехватки площадей для размещения студентов, особенно не хватает мастерских. Так получилось, что во Владивостоке у колледжа осталось всего одно здание учебно-производственных мастерских. А этого не достаточно. Мы, наверное, что-нибудь придумаем.
—Как вы готовились к новому учебному году, как происходила приемка учебного заведения?
—Мы до 15 августа должны получить акты готовности учебных заведений к новому учебному году и передать их в министерство. Поэтому подготовка к новому учебному году начинается еще весной. Мы поставили перед собой задачу привести в порядок учебно-производственные мастерские и общежитие, в котором капитальный ремонт не делался, наверное, с советских времен. И со своей задачей справились. Мастерские привели в порядок, заселили детей в отремонтированное общежитие. Что касается учебно-методического обеспечения, в этом направлении тоже поработали неплохо, подготовили всю учебно-методическую документацию к началу учебного года, провели педагогический совет, обозначили задачи на следующий учебный год. В связи с проведением чемпионатов WorldSkills "Молодые профессионалы России" в конце прошлого учебного года колледж ввел для выпускников дополнительно к дипломному проектированию демонстрационные экзамены. Причем, по электромонтажу мы провели такой экзамен одни из первых. Мы приглашаем работодателей на эти экзамены, они участвуют в качестве экспертов. Независимая комиссия оценивает навыки наших студентов, и кроме диплома они получают еще и паспорт по своему направлению.
—Как вы оцениваете опыт внедрения демонстрационных экзаменов?
—Думаю, это положительный опыт. Наш колледж готовит специалистов среднего звена и рабочих профессий. Но мы уверены, что наш выпускник должен не просто быть специалистом. Специалистов у нас в России достаточно и с высшим образованием. А вот руками мало кто умеет работать. Между тем именно такие профессионалы сейчас очень нужны. Кстати, у нас студенты третьего — четвертого курса, как правило, уже работают. Мы поддерживаем связь с работодателями в электроэнергетике, строительстве и во всех других направлениях, также у нас существует целевое обучение. Работодатели приходят, встречаются со студентами, заключают договора на прохождение практики на предприятиях, находят для себя нужных специалистов. А наши ребята зарабатывают деньги. То есть, трудоустройство происходит уже на практике. А после получения дипломов выпускники возвращаются на эти предприятия уже на постоянной основе. Вот чем хороша форма целевого обучения.
—Работодатели из каких сфер деятельности проявляют наибольшую заинтересованность в ваших студентах?
— Традиционно, это электроэнергетика. На строителей тоже спрос очень хороший. Где-то 40% наших выпускников уходят в армию, а из оставшихся где-то 62% трудоустраиваются по своему направлению. Есть, конечно, случаи, когда выпускники меняют свою профессию, трудоустраиваются не по специальности, но это всегда было, есть и будет. В образовательном стандарте у нас кроме основной образовательной программы, предусматриваются еще и дополнительные профессии. Допустим, у техника-электрика в стандарте есть дополнительная компетенция — электромонтер по обслуживанию и ремонту электрических станций и сетей. Но мы сейчас пошли дальше. Например, техникам-строителям кроме сухого строительства мы дополнительно даем штукатурные и малярные работы, работу с плиткой, кирпичную кладку. То есть, готовим ребят с разносторонними навыками. Чтобы наш студент-строитель умел делать все: от фундамента дома и до крыши. Можем и по заявкам работодателей специалистов готовить. Мы согласовываем с ними учебные планы и программы, учитываем их предложения, всегда идем навстречу.
— Расскажите поподробнее, как вы взаимодействуете с работодателями?
—Существует образовательный стандарт, на основании которого пишем программу обучения и делим ее по курсам. Затем наши методисты отрабатывают эту программу, согласовывают с преподавателями. Кроме того у колледжа заключены договора с предприятиями по вопросу организации производственной практики. Естественно, у них тоже есть ответственные за эту практику, мы поддерживаем с ними связь, приглашаем на занятия, демонстрируем свою материально-техническую базу. Потом обсуждаем производственный процесс, потребности и нужды работодателя, что-то добавляем в учебный план, утверждаем у руководителя учебного заведения. И когда студенты приходят на экзамен, программа им уже хорошо знакома, они представляют, с чем будут работать, с какими задачами могут столкнуться. Случается, что работодатель приходит и просит добавить что-то новое. В этом случае мы коллегиально обсуждаем, можно это сделать или нельзя. Если в колледже нет необходимого оборудования, то существует сетевое взаимодействие, как с предприятиями, так и между учебными заведениями. И можем договориться провести практические занятия там, где такое оборудование имеется.
—Как справились ваши студенты с демонстрационными экзаменами? Все ли сдали? И насколько это было сложно для них?
— Демонстрационный экзамен — это сложный процесс. студенты работают, практически два дня, выполняют сложные задания, это нагрузка по 8 часов. И готовиться к такой проверке надо в течение всего учебного года. У нас есть учебные мастерские на 10 рабочих мест, плюс есть дополнительные рабочие столы. И ребята в течение учебного года согласно расписанию регулярно тренируются, готовятся к демэкзамену. Мастер производственного обучения проводит с ними эти занятия, что-то корректирует если нужно. Хотя, какие будут задания на экзамене, конечно, никто не знает. Уже непосредственно перед испытаниями мы получаем инфраструктурный лист, закупаем расходные материалы. На сдачу экзамена у одного студента расходы на эти материалы составляют порядка 22 тысяч рублей. В этом году впервые в декабре мы будем проводить экзамен по сухому строительству и релейной защите и автоматике, аккредитацию уже получили. К этому демонстрационному экзамену в колледже будут организованы три площадки. А значит и качество обучения растет, и отношение к профессии среди молодежи улучшается, потому что они знают, что диплом не получить без сдачи демонстрационного экзамена, значит, надо учиться, осваивать профессиональные навыки. Тем более, на испытаниях присутствуют работодатели, независимые эксперт, а не только преподаватели. Это дело очень серьезное. В прошлом учебном году из 23 человек одна тройка, остальные на хорошо и отлично сдали демонстрационный экзамен.
— Вы сказали, что сдача экзамена по стандартам WorldSkills достаточно дорого обходится колледжу. Где изыскиваете средства?
—Не все приходится закупать для экзаменов "с нуля". Например, те же шкафы, конечно, выходят из строя редко. А на расходные материалы приходится тратить деньги. Например, 7 октября на нашей площадке будем проводить онлайн Чемпионат России по электромонтажу. Уже закупили материалы и отметили, что цены-то растут. Но спасибо нашему правительству, которое выделяет средства, финансирует эту статью расходов, она заложена у нас на учебный год. Также мы вкладываем средства колледжа, мы же автономное учебное заведение. Собственные деньги колледжа также направляются на содержание учебного заведения, развитие материально-технической базы. Чаще всего закупаем компьютеры, потому что потребность в них очень большая. Современная молодежь литературу читать не любит, они хотят всю информацию найти в интернете.
— Есть ли у колледжа какие-то потребности по материально-техническому оснащению, и каковы перспективы решения этого вопроса?
— Потребности есть всегда, потому что учебное заведение стремится двигаться вперед, причем опережающими темпами. 10 лет назад, в 2011 году мы обновили оборудование, тогда оно было лучшим в крае, но время идет... Сейчас нам очень нужны новые приборы, более совершенные. Ведь научный, технический прогресс движется очень быстро. Чтобы решить этот вопрос на базе нашего колледжа мы участвуем в грантах. Например, в этом году мы в составе нашей приморской команды боролись за федеральный грант и стали победителями. Благодаря грантовому финансированию в колледже появится современная электромонтажная площадка, оборудованная автоматическими релейными средствами защиты. Ее стоимость составит около 6,5 миллионов рублей, в 2023 году работы будут завершены. В будущем мы планируем создать новый специализированный центр компетенций на базе колледжа.
Также мы стали победителями в программе по созданию у нас центра опережающей профессиональной подготовки. Задача центра — это, конечно, мониторинг Приморского края на предмет того, какие новые профессии сегодня являются востребованными. Чтобы готовить по этим программам специалистов, причем, обучать не только детей, но также повышать квалификацию мастеров и преподавателей. В 2023 году мы этот центр должны открыть. В 2022 году планируем провести основные работы, уже завершено проектирование, сдана на проверку документация. Будем закупать соответствующее, новейшее оборудование. На этот проект выделено около 23 миллионов рублей из федерального бюджета в софинансировании с правительством Приморского края и нашими внебюджетными фондами.
Также сейчас мы много внимания уделяем проблемам наших детей-инвалидов, поощряем их участие в Абилимпиксе (чемпионат является своего рода аналогом WorldSkills для инвалидов). И наши мальчишки, особенно по слесарному делу, всегда становятся чемпионами края. Как раз сейчас колледж подал заявку на федеральный грант, чтобы организовать ресурсный учебно-методический центр для лиц с ограниченными возможностями. Будем в нем и педагогов учить, и студентов. Думаю, у нас получится.
— Сейчас активно продвигается тренд на то, чтобы сблизить среднее профессиональное образование с экономикой края, найти точки соприкосновения. Что вы думаете по этому поводу?
—Конечно, это правильно. Связь должна быть. Цели и задачи у образовательных учреждений и предприятий одни и те же — поднять экономику Приморского края, создать условия для комфортного проживания, работы и учебы для наших детей. Тогда люди не будут уезжать из Приморья. Поэтому меня радует то, что на направление "Строительство" к нам идут учиться ребята. Говорят на собеседованиях: "Я хочу строить дома, хочу, чтобы мой город был красивым". У молодежи есть огромное желание что-то сделать, изменить к лучшему, и это главное.
Материал подготовлен в рамках проекта RIA Prima-Media (РИА Прима-Медиа) "Профессиональное" будущее Приморья". Цель проекта — повышения уровня удовлетворенности населения информированностью об общем среднем и среднем профессиональном образовании в Приморском крае, популяризация рабочих профессий, необходимых на рынке труда Приморья, информирование о развитии профессионального образования в регионе.