Развитие Приморского края должно идти по стратегическому плану. С учетом всех новых инвестиционных проектов и перспективных направлений. Такое мнение высказал РИА PrimaMedia член комитета по экономической политике и собственности Законодательного собрания Сергей Кондрашов. Использование стратегического принципа для разработки бюджета и формирования краевых целевых программ позволит обеспечить краю стабильное развитие. Кроме того, сразу будет очевидны перспективные рынки сбыта приморской продукции. Сейчас, по мнению Сергея Кондрашова, Приморье должно ориентироваться на Китай, который, несмотря на то, что является основным поставщиков товаров на мировой рынок, внутри страны испытывает серьезную нехватку в качественном продовольствии. И именно эту нишу может занять наш край. О своем видении развития Приморья депутат Законодательного собрания, член комитета по экономической политике и собственности Сергей Кондрашов рассказал в интервью РИА PrimaMedia.
— Сергей Николаевич, давайте сразу начнем с масштабного — с перспектив развития экономики Приморского края. Какие есть плюсы и на чем можно строить дальнейшее развитие?
— С моей точки зрения, самый перспективный рынок для нас сейчас — Китай. Там полтора миллиарда населения и именно на их внутреннем рынке всегда чего-то не хватает. Для нас это очень перспективное направление. Более того, с моей точки зрения мы должны ориентироваться на создание экспортоориентированных предприятий.
К примеру, в Приморье может существовать завод, который будет выпускать продукцию только для китайцев. Ну и хорошо. Он же платит налоги в нашу казну? Платит и для нас это очень значительный вклад в бюджет. На этом предприятии могут даже работать сами китайцы, но только жить они тоже должны на территории завода — такой, небольшой кусочек Китая. Это первый вариант.
А еще для нас очень выгодной нишей может стать агропромышленный комплекс. К примеру, крайне перспективно свиноводство. Кстати, тут мы сразу решаем две задачи: первая — импортозамещение, а вторая — насыщение рынка Китая качественной продукцией. Или же выращивание сои — это тоже крайне перспективный продукт, который с удовольствием приобретают китайцы, корейцы, японцы. Или же Приморье славилось всегда славилось самым лучшим рисом. Да, он был дорогой, но все понимали, за что платят — за качество. И именно на это нам и стоит делать ставку. И развивать наш агропромышленный комплекс стоит именно для работы за границу, так как емкость внутреннего рынка не высока.
— А, может, стоить делать ставку на развитие промышленности?
— Добывающую я все же не выносил бы на экспорт. Это больше внутренняя история, для нас. Мы не можем быть сырьевым регионом, это уже пройденная история. Хорошо, что сейчас, после принятия законов об обороте древесины, "черных лесорубов" прижали и у нас начала развиваться хоть какая-то деревообработка. Но это больше внутренняя история, которую пока сложно представить на экспорт. Нам вообще в вопросах развития промышленности надо думать на перспективу.
— Например?
— Самый яркий пример — Ярославский ГОК. Почему он закрылся? Потому что добыча сырья оказалась нерентабельной, так как та стоимость, которая складывалась с учетом всех затрат и прибавления хотя бы минимальной прибыли, оказалась неконкурентноспособной. Просто пришли добытчки из Монголии, кажется, и сбили цену в два раза. Естественно, что сохранять предприятие только ради факта его существования никто не стал. Но кто нам мешал спрогнозировать подобное развитие? Провести мониторинг и анализ? И выстраивать стратегию развития предприятия в соответствии с потребностями рынка? Это и называется системный подход. Сейчас у нас Светлогорский комбинат еще работает. И важно не допустить его закрытия, сохранить. А вообще в вопросах развития промышленности мы должны думать на 15 лет вперед и заниматься не продажей сырья, а продукции из него. Собственно, мы же не является уникальными обладателями какого-либо полезного ископаемого. Отнюдь. И почему наше должны покупать, а, испанское, к примеру, нет? Важно делать ставку на создание продукта. Не можем делать мы, пусть разрабатывают другие. Те же китайцы. Но есть одно условие — завод должен стоять у нас. В Приморском крае.

Промышленность. Фото: Фото: РИА PrimaMedia
— Наш край традиционно считался сырьем...
— У нас все страна считается сырьевой, но это ж не повод не менять ситуацию? Я когда впервые приехал в Шанхай, 20 км до города я ехать просто открыв рот — заводы, промышленные зоны, причем, работающие. Огромная зона до города — автомобильные концерны. Да, конечно, Китай выигрывает тем, что у них очень дешевая рабочая сила. Но у нас ведь есть неосвоенная территория, которая становиться нашим конкурентным преимуществом. Все пространство от Владивостока до Спасска-Дальнего — это крайне компактный район и здесь уже есть начальная инфраструктура. Вот его, весь этот район, можно использовать для создания промышленных предприятий. У нас есть ресурсы, земля, электроэнергия. У нас ее очень много, настолько, что даже продает соседям. И, с моей точки зрения, намного более эффективно было бы не продавать, а пустить в дело.
— Понятно, что у нас дефицитный бюджет и приходится экономить на многом. Но вот эту программу, я уверен, сокращать не стоит. И наш комитет будет отстаивать финансирование газификации. Собственно, почему именно Уссурийска? Дело в том, что долгое время этот город был одним из самых газифицированных в крае. Была развита система газгольдеров, однако в 90 ее начали активно уничтожать. Кроме того, как прекрасно известно, у нас очень низкокалорийный уголь, и его приходится смешивать с мазутом. И в итоге получается очень дорого. И как раз газ так или иначе решил бы проблему стоимости гигакалории тепла. И, естественно, не будем забывать и об экологии – ее сохранение очень важный вопрос. И как раз газ способен помочь в ее решении, так как это экологически чистое топливо по сравнению с углем. Если же говорить о газификации деревень, то отопление с помощью газа оказывается намного более экономичным, чем древесным топливом и, уж тем более, электричеством.

Газификация. Фото: Фото: РИА PrimaMedia