"Уже в ближайшие годы любительская рыбалка у нас будет приносить в бюджеты в 2,5-3 раза больше, чем промышленное рыболовство", - заявил РГ руководитель Росрыболовства Андрей Крайний в кулуарах совещания, на которое рыбное ведомство собрало всех руководителей своих территориальных управлений. Откуда же возьмутся эти деньги? Источник есть только один - их заплатят люди с удочками.
Сейчас порядка 25 миллиардов рублей в год приносит в российские бюджеты разных уровней промышленное рыболовство. От любительского рыболовства казна пока ничего не получает - так, слезы. Для сравнения: в США популярное рыболовство приносит в бюджеты 24-28 миллиардов долларов в год, а промышленное - только 6 миллиардов долларов. На совещании во Владимире в числе прочего обсуждали, как догнать и перегнать Америку хотя бы по соотношению "промышленных" и "любительских" доходов от рыбалки.
По этому поводу есть две точки зрения. Одни эксперты говорят, что брать деньги за ловлю на удочку - это "фантазия в нашей небогатой стране". И предлагают не отнимать у людей последнее бесплатное удовольствие.
Другие напоминают, что за пользование любыми ресурсами приходится платить. Нельзя бесплатно добывать нефть, уголь, ту же рыбу сетями. А почему удочкой - можно? Руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев убежден, что наладить рыбоохрану и воспроизводство рыбы невозможно, если на водоемах не будет заинтересованных собственников. Иными словами - не согласимся платить, и ловить скоро будет нечего.
Интересно, что спрос на платную рыбалку есть. Достаточно вспомнить прошлогоднюю историю, когда рыбоохранники вымогали 10 миллионов рублей с платного пруда за помощь в его оформлении. И "вымогли"-таки, но потом вынуждены были выкинуть из окна автомобиля, спасаясь от погони.
Тогда общественный интерес сконцентрировался на корыстолюбивых рыбнадзорах. А ведь любопытнее другое: не всякий бизнесмен из других отраслей готов "прислать десяточку". Значит, доход позволяет.
То есть при определенных условиях платный пруд может быть хорошим донором тощих муниципальных и региональных бюджетов.
Пока вопрос рыбные чиновники ставят так: пока на каждый платный участок должен быть альтернативный бесплатный. А вот в перспективе... "Попробуйте в Европе и Америке половить рыбу без приобретенной заранее фиш-карты, - говорит руководитель центра общественных связей Росрыболовства Александр Савельев. - Придется заплатить такой штраф". То есть нужно готовиться платить.
В "Росохотрыболовсоюзе", который, по идее, представляет интересы рыбаков, в беседе с корреспондентом "РГ" не выразили сомнения в том, что платить за организованную рыбалку нужно. При этом начальник управления охотничьего и рыболовного хозяйства "Росохотрыболовсоюза" Игорь Чиняков не в восторге от самих конкурсов. По его словам, человек, который вкладывал в пруд силы и средства, вынужден выходить на конкурс наравне с теми, кто только обещает совершить нечто великое на этом водоеме. (Хотя таков закон.) А по правилам рыболовства бизнесмен, запустивший в пруд выращенную в неволе рыбу, должен соблюдать, например, сезонные запреты на лов. То есть терять доходы. Но это частности, их-то как раз можно поправить.
Бизнесмены от любительского рыболовства говорят: пруд площадью семь гектаров (за большим трудно уследить) создает 30 рабочих мест. Чтобы клев был хорошим, нужно, чтобы на семи гектарах сидело 20 тонн рыбы. За выходные могут выловить четыре-пять тонн. Так что карпов, форелей, сомов, щук и осетров постоянно подвозят живорыбными машинами и выпускают. Такая рыбалка далека, возможно, от романтического сидения на утренней зорьке в предвкушении двух-трех карасиков. Счет улову идет на десятки килограммов. Если, конечно, клюет. Капризы рыбы - это единственное, что остается неизменным в этой сфере общения человека с природой.
Если клева нет, не поймаешь ни за какие деньги.