- Евгений Владимирович, Госдума 2 ноября приняла в первом чтении законопроект, направленный на сокращение сроков проведения госэкспертизы объектов саммита АТЭС. Насколько это актуально именно сейчас?
- В изменениях учли несколько аспектов, во-первых, ускоренное прохождение судебных процедур. У нас ведь был парадокс: в первой редакции закона об АТЭС четко были установлены сроки рассмотрения судом второй инстанции, ну а в первой инстанции дела по изъятию земельных участков могли находиться вообще бесконечно долго. Кроме того, сегодня есть собственники, по которым принято решение суда, ну а они не берут деньги. Ну вот и что с ними делать? Бегать с мешком денег за ними или куда-то на депозит суммы класть, чтобы считать судебное решение исполненным? Третий момент касается регламента исполнения судебного решения. Столкнулись и с другим. К примеру, очень много линейных объектов – объектов энергетики, которые отдельно не поименованы в федеральной целевой программе (ФЦП). Дорожники сейчас работают, приходится линии выносить и под столбы нужна земля, которая принадлежит кому-то, а изъять ее невозможно, потому что этот столб не поименован в программе. Ну невозможно же каждый столб внести в ФЦП! Вот такие изменения позволяют совершенно четко изымать землю под такие объекты, прежде всего энергетические, наравне с другими. Эти нюансы изначально не были видны, пока с ними не столкнулись в рабочем порядке и дорожники, и мостовики, и энергетики. Надеюсь, до Нового года поправки будут приняты.
- А сокращение сроков экспертизы на качество строительства объектов не повлияет? Ведь и сейчас строительство ведется практически с листа.
- Во многом на качество влияет не строительство с листа, а квалификация того, кто работает. Я считаю, что на стройках саммита удалось собрать весьма квалифицированный состав исполнителей, который может адекватно работать в таких условиях. А если есть какие-либо отклонения, необходимо это вовремя увидеть, зафиксировать и определиться, каким образом устранить.
- Поделитесь статистическими показателями. Сколько объектов находится в работе, какие финансы выделены, сколько человек сейчас работает на стройках?
- Всего в ФЦП значится 48 объектов, 36 уже строится, по ряду ведется проектная и предпроектная работа. Общий объем программы - 553 млрд рублей, свыше 500 млрд уже в работе, то есть почти 90 %.
Количество людей, задействованных на строительстве объектов, превысило 23 000 человек. Половина работающих– приморцы, одна четверть – жители других регионов России, еще четверть - жители 20-ти государств. Самое большое количество работающих задействовано на строительстве ДВФУ и Конференц-центра – более 9000 человек, на строительстве моста на остров Русский – более 3500 человек, на строительстве автодороги "поселок Новый – полуостров Де-Фриз – Седанка – Патрокл" - более 2500 человек и на реконструкции автодороги М-60 "Уссури" Хабаровск-Владивосток на участке 733 – 750 км – более 1100 человек.
- Стройки посещает большое количество высоких гостей. Как это влияет на процесс строительства: подстегивает, держит в "ежовых рукавицах" или только отвлекает от работы?
- Объясню на бытовом уровне, если к вам приходят в гости люди с высоким статусом, вы, как минимум, уберетесь. Правильно? Второй момент – стараемся донести до гостей на мой взгляд важную мысль. Здесь удалось собрать высокий потенциал, который если закончится 2012 годом и не будет использован в дальнейшем, будет обидно. Пул подрядных организаций есть: кто-то себя показал с лучшей стороны, кто-то не очень и потому их можно отсеять. С этим пулом можно реализовывать любые проекты, и будет жаль, если растеряется этот мощный и руководящий костяк, и подрядный. Их можно использовать и в другой точке страны. Люди-то сами по себе мобильные, со всей матушки России их удалось собрать, они поедут и на БАМ, и на Северный полюс…
- За последнее время произошло несколько трагических случаев на стройках саммита…
- К сожалению, это статистика. На количество работающих на каждом предприятии есть статистика грустная – количество смертельных случаев на тысячу работающих. У нас здесь большая концентрация людей, она и дает такие, в том числе и печальные цифры. Не могу сказать, что это нормально. Но вы поймите, неизбежны такие вещи, когда работают десятки тысяч людей.
- Это непрофессионализм, за скоростью гонятся или что-то другое?..
- Это производство.
- Приближается зимний период. В прошлом году очень остро встал вопрос ледовой обстановки. А как в этом году? Не повлияет ли ледовая обстановка на доставку стройматериалов на остров Русский?
- Любой полученный опыт приводит к тому, что на грабли второй раз не наступают. По прогнозам, зима будет более мягкая. Ну а подрядные организации, которые имеют опыт прошлогодних перевозок морем, запасаются стройматериалами впрок, на всякий случай. Ну и позаботились о соответствующих средствах доставки, которые позволяют преодолевать ледовое покрытие.
- Есть ли задержки от графика строительства по каким-либо объектам?
- У нас есть график по всем 48-ми объектам, подписанный еще в июле прошлого года главой Минрегиона Виктором Басаргиным. Если ориентироваться на него, то отклонения, в той или иной степени, есть по всем объектам. Строительство одних объектов ведется по графику, вторых – с опережением, а каких-то – с отставанием. Как эксперты, мы совершенно четко оцениваем, что критичным это не является. Мы договорились актуализировать этот график с учетом реалий и не пугать никого цифрами.
- Специально для контроля за сроками строительства, за поступлением материалов была введена единая система – АИС Spider Project. Насколько она сейчас применяется?
- Данные в ежемесячном режиме поступают, обрабатываются и передаются контролирующим ведомствам. Номинальные отставания от существующего графика есть, но критичных вещей я не вижу. Надо понимать, есть точка, от которой мы ведем отсчет, и есть декабрь 2011 года, когда все объекты должны быть готовы к эксплуатации.
- У ДВФУ появился ректор, а также проректоры, в том числе и по строительству. Не дублируется ли сейчас функции Дальневосточной дирекции Минрегиона РФ, которая осуществляла общий контроль над строительством ДВФУ, и работа проректора. Вы как-то будете находить общий язык и выполнять одну работу или у каждого свой фронт работ?
- Во-первых, дублирования не будет, ведь ДВФУ – потребитель: мы производим продукцию, а он, как заказчик, должен оценить качество этого продукта, насколько он соответствует его требованиям. Сам по себе одномоментный ввод в эксплуатацию такого огромного имущественного комплекса требует очень четкой совместной работы. В том числе это касается земельного вопроса и прав собственности. У нас на территории ДВФУ более 100 отдельных объектов: насосные станции, спортивные сооружения открытого и закрытого типа, трансформаторная станция, корт, стадион, насосы и т.д. Хозяин объектов должен определить, право собственности оформляется на определенный набор объектов или на весь перечень. А сети, которые рассчитаны на весь полуостров – кто их будет эксплуатировать, надо ведь тоже определиться. Вот этой проблематикой мы совместно занимаемся. Так что я считаю, тут дубляжа никакого нет.
- Владивосток в 2012 году будет принимать гостей со всего мира, Сочи – в 2014-м. Уже сейчас Сочи весь в мишках и дельфинах, в пропаганде этого мероприятия. А кто у нас должен заниматься такой пропагандой?
- Если мы говорим о Владивостоке как о бренде, как о центре международного сотрудничества, то, конечно, в этом должны быть заинтересованы краевые и городские власти. Например, если мы говорим Москва, то первый образ - это Красная площадь и собор Василия Блаженного. Такая картинка перед глазами будет у всех, где не спроси. К Владивостоку тоже должна "прилепиться" какая-то картинка. Для Владивостока, наверное, все-таки визитной карточкой является бухта Золотой Рог.
- Вы здесь уже 1,5 года. Когда вы приехали во Владивосток, каким вы его увидели, и как он изменился сейчас?
- Первое впечатление – количество солнечных дней. Я сам с региона, где достаточно сложная экологическая обстановка, развита металлургия и все коптит, климат очень жесткий континентальный. А здесь солнечно и очень много молодежи в городе. Ну и девушки приморские – куда же без этого?
…То есть господин Задорнов был не прав в своей оценке девушек из Владивостока?
- Я могу сказать, что здесь особое смешение кровей, и это всегда дает генофонд, отличающийся от других регионов. Не знаю, что он там городил. На мой взгляд, тут у девушек все хорошо.
Ну а в остальном, надеюсь, главным достижением будет то, что в ходе подготовки к саммиту АТЭС город станет комфортной средой для проживания, а не для выживания.