В октябре 2020 года Представители Общественной палаты Приморья и экспертное сообщество на расширенном заседании во Владивостоке обсудили строительство Находкинского завода минеральных удобрений (НЗМУ) 13 октября. Рассматривались результаты научного экспресс-анализа безопасности НЗМУ, который провели ученые ДВО РАН по инициативе общественности. В ходе обсуждения руководитель Национального научного центра морской биологии имени А. В. Жирмунского ДВО РАН Сергей Масленников сообщил, что в настоящее время прорабатывается вопрос создания комплексного морского полигона в Находке. Ученые предлагают установить порядка 25-ти специальных станций, которые будут отслеживать малейшие признаки загрязнений. Редакция ИА PrimaMedia решила узнать об этом подробнее.
Как рассказал Сергей Масленников, необходимость создания комплексного морского полигона в Находке связана с той антропогенной и экономической нагрузкой, которая ложится на акваторию одноименного залива. Помимо этого, в акваторию попадают бытовые и сельскохозяйственные стоки из близлежащих населенных пунктов.
Тем не менее, вопросы о загрязнении бухты Врангеля поднимались не так уж часто. И в основном по инициативе местных "зеленых", запустивших в соцсети будоражащие общественность и население видео или фото — какие-нибудь "подозрительные радужные пятна" или "угольную пленку" у причальной стенки.
Хотя на самом деле, по оценке Сергея Масленникова, говорить о том, что экосистема бухты Врангеля находится в плачевном состоянии, не приходится. Достаточно упомянуть, что рядом находятся хозяйства по разведению марикультуры, по лову трепанга и гребешка, довольно чувствительных к загрязнению организмов. При этом в заливе были замечены дельфины, ловится рыба.
— Этому способствует открытый характер залива Находка. Он достаточно большой и глубокий, к нему подходит мощное течение, которое его хорошо промывается. Скажу больше, люди настолько привыкли к чистой воде во Врангеле, что любой разлив нефтепродуктов воспринимается им, как ЧП, что-то из ряда вон выходящее, — отмечает Сергей Масленников.
Зачастую поиски конкретного виновника превращаются в дружное осуждение промышленной активности в любом виде. А уж когда речь заходит о строительстве нового предприятия, какие только аргументы против не приводятся. Так было и с проектом строительства Находкинского завода минеральных удобрений.
— Опасений в связи с этой стройкой было высказано немало. Говорилось о событиях, наступление которых в принципе невозможно. Мол, если угольная пыль смешается с нефтяными парами, а при этом будет еще и выброс аммиака, рванет так, что мало не покажется. Но послушайте, для этого нужно, чтобы ветер со всех сторон дул одновременно в одну точку — в сторону завода, где почему-то в этот момент обязательно произойдет выброс аммиака. Но это же ни в какой реальности невозможно!. Но это высказывалось. Эти пугали горожан, призывая их к протестам и голодовкам, — говорит Сергей Масленников.
Действительно, копий по поводу строительства НЗМУ в Находке было сломано немало, повторяться нет смысла. ИА PrimaMedia подробно писала и о протестах населения, и о взвешенной позиции губернатора Приморья Олега Кожемяко, и о тех обязательствах, которые взяла на себе АО "НЗМУ", с тем чтобы обеспечить прозрачность реализации важного и экономически выгодного для Находки и всего края проекта.
В рамках этой деятельности компания предложила Национальному научному центра морской биологии принять участие в разработке концепции экологической безопасности будущего предприятие. Разработка была представлена на общественных слушаниях, состоявшихся 13 октября.
— Вход на мероприятия был свободным, прийти и высказаться мог кто угодно, и там были люди, которые выступали против строительства и на митингах, и в соцсетях. По поводу концепции не было задано ни одного вопроса, — говорит Сергей Масленников.
Цель концепции — предотвращение возможных негативных воздействий на акваторию бухты Врангеля. Частью общей системы мониторинга и предотвращения таких воздействий должны стать плантации культивируемых гидробионтов, которые будут являться индикаторами состояния акватории. Так, гребешок способен выносить загрязнения не более получаса, поэтому его можно использовать в непрерывном мониторинге экосистемы бухты Врангеля. Серый морской еж перестает расти и размножаться, трепанг стремительно теряет массу. Таким образом, отслеживая и анализируя качественные и весовые характеристики гидробионтов, можно делать выводы относительно состояния акватории.
— Конечно, можно организовать одну точку наблюдений, как делается для наземных наблюдений. Однако этого будут недостаточно, чтобы определить, откуда пришел тот или иной поток, несущий загрязнения, откуда и куда идет вектор изменения следового состава. Ведь море — очень динамичная среда, состоящая из разных потоков. Стало быть, необходимо несколько таких точек, — отмечает Сергей Масленников.
Ученые предлагают организовать прямоугольную сетку станций наблюдения, состоящую из 25 точек на расстоянии 500 метров друг от друга напротив берега, примыкающего к строящемуся промышленному объекту — НЗМУ. Это позволит отслеживать направление движения водных масс и оценивать влияние портов и промышленных объектов в бухте Врангеля. Для того чтобы отделит техногенное влияние от глобальных межгодовых природных изменений, которые также сказываются на местных гидробионтах, следует установить контрольную станцию в акватории морского заказника "Залив Восток", где промышленная деятельность не ведется.
— Пока это только концепция, и еще не очень понятно, какой бюджет необходим для создания полигона. Хотелось бы сделать хотя бы одну съемку данных перед запуском завода, а потом провести через год еще три съемки. Если запуск технологического цикла будет промониторен в течение 5 лет, это будет очень большим плюсом. Как в случае с проектом "Сахалин-2", где подобный мониторинг ведется более чем 20 лет, и ни у кого никаких вопросов из разряда экологических страшилок не возникает. Сегодня в бухте Врангеля много разных игроков, и у каждого своя концепция наблюдения за морской акваторией. С приходом крупного игрока появляется возможность реализовать стандартную в мировой научной практике концепцию, — считает Сергей Масленников.
Напомним, строительство НЗМУ запланировано в районе поселка Козьмино, на территории опережающего развития "Нефтехимический". Общая площадь земельного участка — более 600 га. Нормативная санитарно-защитная зона завода должна составить не менее тысячи метров от жилых объектов. По данным КРДВ, территорий с особым экологическим статусом на площадке строительства нет, ближайшая особо охраняемая природная территория (ООПТ), морской заказник "Залив Восток", расположена от нее на расстоянии 25 км.
Активное строительство НЗМУ начнется весной 2021 года. Уже состоялся первый этап процедуры общественных обсуждений раздела проектной документации об "оценке воздействия на окружающую среду" (ОВОС). Проект должен пройти государственную экологическую экспертизу и Главгосэкспертизу. Только после этого инвестор сможет начать рыть котлованы и заливать фундаменты.
Справка. Находкинский завод минеральных удобрений (НЗМУ) — это масштабный инвестиционный проект строительства мощностей по производству метанола и аммиака на Дальнем Востоке России.
Лицензиар проекта — датская компания Haldor Topsoe. По контракту Haldor Topsoe разработает базовый проект, осуществит поставку катализаторов и оборудования по собственным технологиям.
Строительство ведётся в рамках EPC-контракта "под ключ" с ведущим международным подрядчиком по строительству аналогичных заводов — China Chengda Engineering Co., Ltd.
Строительство завода обеспечит создание в Находкинском городском округе более 1500 высококвалифицированных рабочих мест, на которые будут наняты исключительно российские специалисты. Основной набор персонала запланирован в 2021-2023 гг. Средняя зарплата на предприятии будет составлять 117 214 рублей. Проект будет приносить 14,5 млрд руб. отчислений в бюджеты всех уровней после окончания "налоговых каникул" и запуска второй фазы проекта.
Выход на полную проектную мощность первой фазы проекта запланирован на 2024 год.