МТС Банк изучил, как изменились предпочтения приморцев при оплате товаров и услуг при помощи пластиковых карт и мобильной бесконтактной оплаты − pay-сервисов* . Анализ собственных данных с 1 октября по 30 ноября 2020 года по сравнению с аналогичными периодами 2019 и 2018-годов показал, что за текущий год доля мобильных сервисов в общем денежном обороте операций по картам увеличилась до 25%, а доля транзакций — до 27%, сообщили ИА PrimaMedia в пресс-службе банка.
Пандемия 2020 года стимулировала рост популярности бесконтактной оплаты в офлайн-магазинах и онлайн-платежей в интернете. В марте 2020 года во время вспышки коронавирусной инфекции Банк России рекомендовал жителям страны избегать использования наличных и расплачиваться за товары и услуги бесконтактно. Росту популярности pay-сервисов также способствовало и появление такой функции оплаты на многих сайтах и в мобильных приложениях.
Доля pay-сервисов в общем денежном обороте операций по картам в регионе увеличилась в октябре-ноябре 2020 до 25% с 18% годом ранее, а доля транзакций — до 27% с 20%, соответственно. Приморцы по-прежнему предпочитают чаще платить смартфоном: в среднем 22 платежа в месяц против 18 с "пластика", год назад — 21 и 16, соответственно.
Использование смартфона при платежах продолжает демонстрировать бурный рост
В октябре-ноябре 2020 года держатели карт МТС Банка, использующие мобильные сервисы бесконтактной оплаты, расплачивались ими в торговых точках в 4,7 раза чаще, чем "пластиком"; годом ранее — в 3,8 раза чаще. Денежный оборот при использовании мобильных сервисов увеличился на 78%, а количество операций — на 63%, в то время как прирост по "пластику" составил всего 19% и 12%, соответственно.
Распространение смартфонов с поддержкой NFC в России также напрямую влияет на рост популярности платежей с помощью мобильных сервисов бесконтактной оплаты. По данным розничной сети МТС доля продаж NFC-смартфонов в январе-ноябре 2020/2019 годов выросла до 61% с 51% от общего количества проданных смартфонов.
В октябре-ноябре 2020 года самым популярным сервисом среди клиентов МТС Банка по-прежнему был Apple Pay, однако его доля с каждым годом существенно уменьшается. Через Apple Pay (6+) было совершено 39% операций, Google Pay (6+) — 35%, Samsung Pay (6+) — 23% и всего 3% — остальные pay-сервисы. Для сравнения, в том же периоде прошлого года на Apple Pay приходилось 49%, Google Pay — 31% и Samsung Pay — 20% транзакций. Еще годом ранее на Apple Pay приходилось более половины всех платежей — 53%. Снижение доли Apple Pay объясняется падением интереса россиян к iPhone, продажи которых, по данным МТС, по итогам первых девяти месяцев 2020 года составляют всего 10% и занимают четвертое место после смартфонов Samsung, Honor и Xiaomi**.
Самые популярные платежи у приморцев, как и год назад, — покупки в супермаркетах и продовольственных магазинах, а также оплата в кафе и ресторанах. В октябре-ноябре 2020 года 59% транзакций со смартфонов и 52% с "пластика" совершены именно в этих категориях. Годом ранее эти показатели составляли 65% и 56%. На снижение доли повлияло значительное сокращение расходов в местах общественного питания.
Наиболее значительный рост популярности бесконтактных платежных сервисов показали такие категории как телекоммуникационные услуги — в 2,2 раза, товары для дома — в 2,1 раза и автосервис — в 2 раза по сравнению с прошлым годом.
Методология исследования: Исследование основано на анализе обезличенных данных по банковским картам клиентов МТС Банка в Приморском крае. Учитывались платежные операции в октябре-ноябре 2018-2020 годов.
* Далее под мобильными сервисами бесконтактной оплаты подразумеваются Apple Pay (6+), Google Pay (6+), Koshelek Pay (6+), Mir Pay (6+) и Samsung Pay (6+)