T2 объявляет понедельник днем подарков
12 мая, 09:00
Вахта Победы: Подписание акта о капитуляции и Великая Победа
11 мая, 22:00
"Аудитория в Приморье тяготеет к контенту с элементами мистики и необычного"
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Сахалин дает деньги в заем Родине
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Наступил великий день победы над Германией!
11 мая, 09:00
Дальний Восток 11 мая. Начало вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол
11 мая, 07:00
СК России займётся ситуацией с разрушенной дорогой в Приморье
10 мая, 21:27
Подвиг "Таганрога": как танкер владивостокской нефтебазы спас город от катастрофы
10 мая, 19:04
Всеобщая конфедерация профсоюзов призвала сохранять и передавать новым поколениям правду о Великой Победе
10 мая, 18:16
Клещи атакуют: более 1200 человек пострадали в Приморье с начала сезона
10 мая, 18:11
Фонд ВВН Владимира Николаева оказал беспрецедентную поддержку движению "За Россию"
10 мая, 17:49
В Приморье грузовой поезд насмерть сбил молодого мужчину
10 мая, 15:08
Получил семь ранений: Ольга Зотова о судьбе и творчестве художника-приморца Кирилла Шебеко
10 мая, 14:37
Вместо автобуса — самолёт: Суйфэньхэ хочет наладить перелёты во Владивосток
10 мая, 13:40
Ветеранов Великой Отечественной чествовали в Адмиральском сквере Владивостока
10 мая, 13:05

Глубоководные крабы потянули  Росрыболовство "на дно"

Счетная палата РФ указала на нарушения в работе регулятора, которые привели к неодоосвоению национальных биоресурсов и потерям для бюджета
6 апреля 2021, 13:57 Политика
"Золотой" краб ИА PrimaMedia
"Золотой" краб
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Ранее звучавшая критика в отношении Федерального агентства по рыболовству (ФАР, Росрыболовство) за странную политику в части использования квот на добычу глубоководных видов краба на Дальнем Востоке получила серьезное подтверждение с выходом в свет отчета Счетной палаты РФ, посвященного аудиту деятельности Росрыболовства в части организации работы по распределению крабовых промысловых лимитов в 2019-2021 годах. Как выяснили аудиторы СП в ходе комплексной проверки, Росрыболовство неправомерно изъяли из промышленного оборота около 8,5 тысяч тонн глубоководных крабов, что привело к неодоосвоению ресурса и финансовым потерям бюджета. Как представляется, выводы Счетной палаты могут стать сигналом для прокуратуры, у которой также за последние годы накопились вопросы к деятельности отдельных представителей  руководства федерального агентства.

2403069.jpgСчётная палата нашла кучу нарушений в проведении крабовых аукционов

Самое главное — торги 2019-2020 годов сохранили монополизацию рынка

Так что же обнаружили аудиторы Счетной палаты, когда анализировали организацию и проведение "крабовых торгов" Росрыболовством? Претензий много, но самые серьезные — по глубоководным крабам. Согласно отчету, нарушения привели к недоосвоению общих допустимых уловов глубоководных крабов и, соответственно, к серьезным финансовым потерям госказны.

"Указанные нарушения привели к недоосвоению ОДУ и соответственно к налоговым потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году", — прямо говорится в отчете.

Появлению финансовой бреши в госказне предшествовали проведенные Росрыболовством в 2019 году торги, на которых разыгрывались доли квот добычи (вылова) крабов в инвестиционных целях. Тогда остались невостребованными шесть лотов на добычу краба-стригуна красного и краба-стригуна ангулятуса на общую сумму 4 715,6 млн рублей. При этом ранее Росрыболовство получило от рыбаков экономическое заключение, в котором предприятия указали, что по расчетам бизнеса окупаемость лотов при такой стартовой цене — около 30 лет, при этом квоты закрепляются всего на 15 лет. Однако, судя по дальнейшему развитию событий, заместитель руководителя ФАР Петр Савчук, курирующий вопросы организации рыболовства и квотных аукционов, видимо, не счел нужным прислушаться к аргументам отраслевого сообщества, подкрепленным соответствующими расчетами.

Вот только в дальнейшем Росрыболовство проводило повторные аукционы,  и при этом — хоть и начальная цена лота каждый раз снижалась на 10% — ни одной заявки на участие в аукционах подано так не было.

По смыслу законодательства и нормативной базы российского рыболовства, если биоресурсы (в нашем случае — промысловые лимиты глубоководных крабов) не удалось распределить в рамках программы инвестиционных квот, регулятор — то есть Росрыболовство — должен распределить их по тем пользователям, которые ранее осваивали эти лимиты по "историческому принципу". Однако в нашем случае этого сделано не было.

"В данном случае Росрыболовством в нарушение установленного порядка не были распределены применительно к квотам добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства общие допустимые уловы по шести указанным лотам, по которым не было предоставлено в установленном порядке право на добычу (вылов) крабов в инвестиционных целях в 2019 году, — говорится в отчете СП РФ. — ОДУ краба-стригуна красного и краба-стригуна ангулятуса на 2020 год установлен в объеме 17 250 тонн. По данным Росрыболовства, объем выделенных квот в целях осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства составляет 8 504,8 тонны. Таким образом, в соответствии с установленными нормами выделенная часть общего допустимого улова указанных видов крабов, не реализованных на аукционе в размере 8 580 тонн, не была распределена в 2020 году за организациями для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства".

Дальнейшие действия регулятора, по оценке СП,  только усугубили ситуацию. После неудачно проведенных аукционов, стартовые цены, как уже говорилось, снижают. Но 16 предприятий, половина крабовых лимитов которых  была изъята и, по сути, "омертвлена" на время проведения неудачных торгов, несут серьезные убытки. В 2018 году, для сравнения, предприятия добывали совокупно 13,5 тысяч тонн глубоководных крабов, в 2020 году компании добыли всего 7,7 тысяч тонн.

Тем временем, по смыслу оценки ситуации аудиторами СП РФ, выведенные Росрыболовством из оборота 8,5 тысяч тонн должны были "работать" на благо государства, так как это федеральная собственность. И именно ФАР обязано был распределить их по пользователям.

Как сообщало в мае 2020 года крупнейшее отраслевое издание Fishnews, "Генеральная прокуратура пришла к выводу, что объемы добычи крабов-стригунов ангулятуса и красного, которые остались невостребованными на аукционе, не распределены вопреки законодательству".

 "Изучив проблему, — сообщало издание,  — Генпрокуратура пришла к выводу, что инвестиционные квоты вылова не перераспределены по остаточному принципу в нарушение Положения о распределении общих допустимых уловов (утверждено постановлением правительства РФ от 15 декабря 2005 г. № 768)".

Ссылаясь на информацию Генпрокуратуры, отраслевое издание также сообщило, что "в адрес заместителя министра сельского хозяйства — руководителя Росрыболовства внесено представление, результаты его рассмотрения контролируются".

Что стало с представлением прокуратуры — доподлинно неизвестно, но по факту в 2020 году рыбаки добывают всего 7 700 тонн глубоководных крабов. Региональные бюджеты не получают отчисления с налога на прибыль, так как прибыль у предприятий снизилась почти до нуля.

Тем временем в начале 2020 года проходит еще несколько повторных торгов, на которых лоты также не были проданы. И наконец в октябре 2020 года проходит еще один — уже четвертый! — аукцион, на котором стартовые цены были снижены в три раза. Разумеется, целесообразность такого резкого снижения начальной цены лотов также вызывает вопросы, хотя бы потому, что в результате такого снижения сроки окупаемости лотов стали значительно меньше сроков выполнения инвестиционных обязательств по постройке судов, что может нести риски появления различных сомнительных "схем". Эти соображения, как представляется,  также должны вызвать вопросы и у Счетной палаты РФ. Как, впрочем, и позиция ФАР в этой ситуации, которую можно охарактеризовать как "все неважно, лишь бы продать".  

Единственным же участником четвертого аукциона становится малоизвестная приморская компания ЗАО "Тефида", которая получила по кратно сниженной цене четыре лота. Победитель получил право на освоение выигранных лимитов в 2021 году, однако публичная отчетность компании за предшествующие годы может вызвать сомнения в наличии ресурсов, достаточных для строительства в ближайшие 5 лет четырех новых судов-краболовов (при том что оборудование таки судов по умолчанию импортное).  Судя по всему,  ФАР, заключив с ЗАО "Тефида" квотные договоры, также не особо интересовалось,  откуда у небольшой компании появились средства на приобретение лотов  и на строительство судов.

2258558.jpgМалоизвестная компания из Владивостока получит квоты на вылов глубоководного краба

Суммарно компания заплатит государству почти 1,2 млрд рублей

Получается, в 2021 год глубоководный промысел крабов опять входит с проблемами. Судьба двух нерасторгованных лотов по-прежнему остается неясной, а это — более 2500 тонн вылова, которые так нужны предприятиям отрасли в кризисном году. Но диалога рыбаков с Росрыболовством по этому вопросу опять не наблюдается.

При этом из-за пандемии цены на глубоководный краб показывают минимальные значения, стоимость тонны упала до 6,5 долларов. Предприятия с трудом удерживаются в зоне рентабельности.

Между тем самый крупный на сегодняшний день "глубоководный" квотодержатель — то есть упомянутая компания "Тефида" — пока публично не объявлял, с какой из отечественных верфей заключены договоры на постройку по инвестиционным обязательствам четырех краболовов, при этом такие договоры должны быть заключены и предъявлены госрегулятору до конца апреля этого года. Впрочем, вполне возможно, что сегодня этот вопрос — не самый приоритетный для победителя аукциона, куда важнее — освоение закрепленных за "Тефидой" в этом году 4,8 тысяч тонн глубоководных крабов, что может оказаться не самой простой задачей для маленькой компании.

Впрочем, сложившаяся неоднозначная ситуация с промыслом глубоководных крабов явно не смущает регулятора. В начале этого года Росрыболовство продает на торгах еще один лот, компания, купившая его,  начнет промысел уже в 2022 году. И вот 1,2 тысячи нераспределенных тонн опять, получается, "подвисли"? Казалось бы, после отчета СП и интереса Генпрокуратуры чиновники должны были бы оперативно распределить нераспределенные лимиты, переведя их из разряда инвестиционных квот в разряд промышленных и тем самым как минимум улучшить печальную статистику глубоководного промысла в нынешнем году. По всей видимости, аудиторам Счетной палаты предстоит дать оценку и этой ситуации, и всем другим многочисленным фактам "омертвления" весомой части национальных водных биоресурсов, а также той роли, которую в этом "омертвлении" могло сыграть Росрыболовство.

17492
43
8