Коммунистической партии Китая 1 июля исполнится 100 лет. 72 из них она является правящей партией. За свою вековую историю КПК пришлось не раз доказывать сначала право существовать, а затем право править страной-цивилизацией. Возникшая позже партии большевиков, КПК смогла не просто пережить ее, удержав позиции мирового социализма, но и создать жизнеспособную альтернативу глобальному господству либерал-капитализма, сообщил ИА PrimaMedia глава Экспертного совета Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития (РККДМР) Юрий Тавровский.
"По существу, череда мирохозяйственных укладов после феодализма, капитализма и классического социализма продолжена новым, который именуется "Социализм с китайской спецификой новой эпохи". Этот уклад взял лучшие элементы двух своих предшественников и соединил централизованное стратегическое планирование и рыночную конкуренцию, социалистическую идеологию масс и творческую самореализацию отдельной личности. Важнейшим элементом нового уклада стала руководящая роль правящей партии, которая выступает как общий знаменатель интересов различных классов и групп, как координатор производственных и социальных отношений в интересах всей нации. Именно партия, пройдя через жестокие поражения и огромные победы, "переходя реку и нащупывая ногами камни", выработала оптимальный в условиях Поднебесной путь развития.
Никто, включая Партию, не отрицает, что некоторые "камни" оказались весьма скользкими. "Потерянным десятилетием" стала "культурная революция" (1966-1976). Разработав "формулу успеха" под названием "политика реформ и открытости", Компартия поставила Поднебесную на восходящую траекторию. Она совершила индустриальную революцию, которая охватывает самое большое количество населения в мировой истории, превратилась во вторую экономику планеты. В мире заговорили о "китайском чуде".
С начала нового века погоня за ростом ВВП, за долю на мировых рынках стала обходиться все более дорогой ценой. Стали падать темпы роста экономики. Рельефнее обозначились перекосы между разными регионами и отраслями. На деревне возникла колоссальная армия "лишних рук" -— больше 200 миллионов человек были вынуждены искать в городах временную работу. В больших городах стало происходить тяжёлое загрязнение атмосферы, пестициды и удобрения "убили" пятую часть пахотных земель, загрязнили пятую часть рек и озер. На внешних рынках появились конкуренты, производящие технологически простые товары дешевле. Все ощутимее стало "сдерживание" насторожившимся Западом, в первую очередь Америкой.
Перед Компартией как "мозгом нации" встала задача осмыслить сложившуюся ситуацию и найти из нее оптимальный выход. Необходимы были как новые идеи, так и новые стратегии. Комбинацией духоподъемных идей и инновационных стратегий стала долгосрочная программа "Китайская мечта о великом возрождении китайской нации". Возглавив КПК в конце 2012 года, Си Цзиньпин сразу изложил ее стратегические цели. "Я твердо убежден, что к столетней годовщине основания КПК (2021) неизбежно будет осуществлена задача создания общества средней зажиточности. Ко времени столетия создания КНР (2049) несомненно будет выполнена задача по созданию богатого и могущественного, демократического и цивилизованного, гармоничного и современного социалистического государства".
Си Цзиньпин шаг за шагом наполнял свой план конкретикой. Концепции "новой нормы" в экономике, построения правового государства и системной борьбы с коррупцией в общественной жизни, инициатива "Пояс и путь" во внешней политике, а также другие новации появлялись прямо в ходе движения.
Реализовать напряженный график марш-броска к "великому возрождению нации" можно было только за счет мобилизации 1400 миллионов китайцев, в первую очередь, 90 миллионов коммунистов. В обстановке мобилизации повышается роль правящей партии как генератора стратегических планов и как системы управления. Мозг нации и его нервная система — такова сегодня роль КПК. Мозг получает и анализирует сигналы от пронизывающих всю Поднебесную первичных организаций, формулирует решения и отсылает их обратно. Мозг должен работать безукоризненно — на это были направлены недавние решения об укреплении дисциплины в партийном руководстве, установлении единоначалия вокруг ЦК и его "ядра"— генсека Си Цзиньпина.
Мобилизация партии и нации дала плоды и к 2021 году Китай достиг первой "столетней цели" -— построено "общество средней зажиточности" (сяо кан). Всего за 8 лет от абсолютной бедности избавлены последние почти 100 миллионов человек. Выполнение двух пятилеток позволило удвоить ВВП. Среднедушевые доходы достигли 10 тысяч долларов -— признанного в мире уровня "общества средней зажиточности".
Даже неожиданное появление "черного лебедя" КОВИД-19 не парализовало правящую партию. Она показала свои мобилизационные возможности, проявила дисциплину и оперативность. Избранная руководством КПК стратегия борьбы с инфекцией оказалась правильной и позволила изолировать и ликвидировать очаги эпидемии. Из сражения с КОВИД-19 китайцы вышли с минимальными потерями. Умерли 4636 человек. Резкий спад экономики удалось переломить и закончить 2020 год с приростом ВВП в 2.3%, лучшим показателем среди главных экономик в мире.
Успешно достигнув важнейшего верстового столба с отметкой 2021, компартия объявила маршрутную карту до следующего — 2035-го. К тому времени доходы среднего китайца удвоятся, то же самое произойдет с ВВП КНР. Китай вступит в "общество высокой зажиточности". Теперь мало кто даже среди недоброжелателей сомневается в реальности достижения целей 14-й пятилетки (2021-2025) и "завершения социалистической модернизации" к 2035 году.
Политические партии всегда не скупятся на обещания. Компартия Советского Союза, например, в 1961 году "торжественно обещала, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". Результат известен. Китайская компартия свои обещания выполняет и это внушает оптимизм в самих китайцев и в сторонников социалистического пути развития по всему миру. Это же внушает ужас в сторонников либерального капитализма. "Социализм с китайской спецификой" начинает опережать "капитализм с американской спецификой".
Американские элиты разглядели в Поднебесной экзистенциального противника после 19 съезда КПК в 2017 году, который одобрил программу "Китайской мечты" и провозгласил период руководства Си Цзиньпина "социализмом с китайской спецификой новой эпохи". Американский истэблишмент отреагировал быстро и без разногласий между демократами и республиканцами. Остановить или хотя бы замедлить возрождение Китая!
Выразителем этих настроений стал пришедший к власти в начале 2017 года республиканский президент Дональд Трамп. Он развернул против Китая торговую войну, дополнил ее санкциями против высокотехнологичных кампаний, дискриминацией китайских ученых и студентов в США, поддержкой сепаратистских сил в Гонконге, Синьцзяне, Тайване. Еще при Трампе Компартия Китая была названа "центральной угрозой нашего времени". Именно так выразился госсекретарь США Майк Помпео накануне завершения правления администрации Трампа. Но и с приходом в Белый Дом нового хозяина враждебность к Китаю, правящей партии и ее идеологии никуда не делись.
"Подлинная опасность, исходящая из Китая, вовсе не военная и не геополитическая, а, скорее, идеологическая. Ее продолжающийся успех представляет собой крупнейшую угрозу политическому истэблишменту Америки". Это написал Ричард Ханания, сотрудник вашингтонского аналитического центра "Дифенс Прайоритиз". Ему вторят авторы журнала "Форин Эффэрз" Зак Купер и Лаура Розенбергер. "В состязании с авторитаризмом Соединенные Штаты должны осознавать свои преимущества — демократические ценности. Авторитарные соперники, особенно Китай и Россия, захватили инициативу в областях политики, экономики, технологии и информационном пространстве".
Холодная война против Китая в предстоящие годы усилится и развернется одновременно на нескольких фронтах. Но "направлением главного удара" станет Коммунистическая партия Китая, "социализм с китайской спецификой". Следующие 100 лет истории Компартии Китая станут временем серьезных испытаний, но и великих побед".