Однако, как это всегда бывает, слишком хорошо – тоже плохо. Как отметил на прошедшей накануне в Москве пресс-конференции президент Российского Зернового Союза (РЗС) Аркадий Злочевский, при большом урожае невозможно избежать негативных аспектов.
- Уже сейчас из-за давления на внутренний рынок ситуация с ценами на зерно складывается не очень приятная, и прежде всего это отражается на крестьянах, которые страдают от обвала очень низких закупочных цен. Безусловно, это, в свою очередь, приведет к тому, что часть хозяйств "выпадет" в банкротство. Но мы научились переживать столь резкое и обвальное падение цен, - уверен Аркадий Леонидович, - так как сталкиваемся с подобной ситуацией не впервые. К тому же заложен очень неплохой фундамент под посев будущего года. Ожидаем, что цены на зерно начнут выправляться и постепенно расти уже в феврале-марте будущего года.
Чего же ожидать потребителям от цен на хлеб и муку в сложившихся условиях?
Как прокомментировал корр. РИА PrimaMedia президент РЗС, прежде всего, необходимо четко разграничивать эти группы товаров:
- Мука, в отличие от хлеба, всегда имела прямую зависимость от цен на зерно. Таким образом, текущая ситуация уже привела к ощутимому падению стоимости муки высшего сорта. Цены на хлеб – это принципиально иная вещь. Они не упали ни на копейку: это не первый раз в истории, когда мы переживаем обвал цен на муку и зерно, и за все это время цены на хлеб не снижались ни разу.
Для этого также есть целый ряд предпосылок, - поясняет Аркадий Злочевский. - Во-первых, доля зерна в буханке хлеба в стоимостном выражении слишком мала – на сегодняшний день составляет не больше 12%. На фоне колебаний цен на зерно она может меняться, но не стоит забывать, что одновременно успели вырасти тарифы на энергетику, транспорт и прочие составляющие, в том числе сырье, которое используют хлебопеки. Все это и "съедает" возникающую разницу. К тому же каждый производитель знает – если сегодня вслед за зерном он снизит стоимость буханки хотя бы на копейку, завтра поднять ее уже не сможет, находясь под административным давлением. Ведь цены на хлеб – это значимая часть социальной политики. Вот и получается, что все хлебопеки живут под лозунгом "ни шагу назад".
При этом нельзя сказать, что в этом заключается "монополия производителей", - отметил он. - В целом на "хлебном" рынке монополии (в привычном понимании этого слова) не наблюдается, если только не брать в расчет совсем уж локальные рынки сбыта, с которыми весьма трудно справляться. Однако, если озадачиться анализом ценообразования на каждую буханку хлеба, увидите, что каждый магазин, особенно в масштабах мегаполиса, будет своего рода "монополистом". Ведь большинство покупателей все же не будет тратить лишние 20 рублей на проезд, чтобы сравнить цены в соседнем магазине. Вот вам и условия для диктования определенных рамок конкуренции в масштабах одного прилавка, где будут представлены сразу несколько производителей.
Поэтому такое локальное проявление монополии – это вполне нормальное явление, так происходит всегда и везде. И рассматривать удаленность региона от центра как условие для более глобального проявления подобного диктата на рынке нельзя, - уверен Аркадий Злочевский.
Поэтому, что касается прогнозирования стоимости хлеба, однозначно можно сказать лишь то, что в настоящий момент объективных экономических причин для роста цен на хлеб в России нет, - сообщил глава Российского Зернового Союза.