Экс-председатель Законодательного собрания Приморского края Виктор Горчаков в большом интервью ИА PrimaMedia рассказал о своих отношениях с губернаторами региона, которые далеко не всегда были простыми.
— Мы прожили в Приморском крае с четырьмя руководителями. Был Кузнецов, глава исполнительной власти в 1990-1992. Затем был господин Наздратенко, затем господин Дарькин и господин Миклушевский. Каждый из них имел какие-то плюсы и минусы, но они все четверо сейчас живут в Москве. А нам оставили лозунг "Вам здесь жить".
Виктор Горчаков провел два созыва в Законодательном Собрании Приморского края. И два созыва пытался решить не совсем уж сложную задачу: строительство краевой библиотеки.
— Мне, к своему стыду, так и не удалось решить этот вопрос до конца, — отмечает политик. — Почти каждый год она включалась в план работ с объемом финансирования в 400, 500, 600, а при Миклушевском — в 700 миллионов рублей. И все время находились причины, чтобы ее не строить. Поэтому, я считаю, что у этих людей есть определенный долг перед Приморским краем. Один — кандидат наук, другой — доктор наук. Объяснения их были такими, что сейчас у всех сейчас компьютеры, все всё знают. В компьютерах люди узнают информацию, но без книг люди не размышляют о существе и жизни процессов. Я не верю, что кто-то смотрел на монитор и размышлял о вселенной. Он узнает какие-то новости и все. Но у каждого свое восприятие.
По словам Виктора Горчакова, Владивосток стал столицей Дальнего Востока, претендует на звание развитого культурного центра, когда создаются объекты на Русском, а краевой библиотеки в том виде, какой она должна быть, нет.
— Конечно, сущностно она есть, и там работает хороший коллектив, но они находятся в стесненном, загнанном положении. Представители других территорий над нами иронизируют, — продолжает Виктор Горчаков. — Хабаровский край и Сахалинская область посмеиваются. Совершенно справедливо, я считаю. Это обидно для края. Вроде есть научный центр, есть ряд учебных заведений, базовый вуз ДВФУ. Я предлагал тогда решить вопрос о передаче библиотеки ДВФУ. Она стоит пустая. Я живу рядом и знаю, что там ничего не происходит, стоит пустое 4-этажное здание. Симпатичное, хорошо сделанное. ДВФУ пользуется библиотечными мощностями, которые у них есть на Русском острове, что естественно, и собираются строить у себя новую.
Отметим, что многие эксперты называли руководство краевого парламентом Виктором Горчаковым периодом гласности и плюрализма мнений. При этом, несмотря на очень разрозненный состав пятого созыва, в котором появились ряд ярких личностей, удавалось сохранить деловую атмосферу и дисциплину.
— Конечно, парламент — это для дискуссий. Еще какой, — вспоминает экс-председатель. — Мне приходилось достаточно часто встречаться с руководителями фракций и вести с ними переговоры. Особенно сложными были переговоры с фракцией КПРФ. Хотя мы все договаривались, у них были свои условия, они часто выставляли достаточно разумные требования.
КПРФ первой выступила с инициативой установить на региональном уровне звание "дети войны". Я ее поддержал, уговаривал тогда и Владимира Миклушевского поддержать. Но он не стал, сказал, что мы не должны бежать впереди решений федерального центра, денег мало и т.д. Ряд депутатов тоже выступали против, но, в основном, подчиняясь партийной дисциплине, чтобы не уступить эту инициативу КПРФ. А потом, когда пришел Олег Кожемяко, все воспрянули и сказали "Какое хорошее решение!". Мне, честно говоря, было стыдно слушать это все. Пусть инициатива КПРФ, но она же для людей, которые живут здесь, в Приморском крае. Их тогда насчитали 39 тысяч. Не знаю, какая цифра сейчас. Но совершенно разумная вещь. Кончилось тем, что со мной простились.
По словам Виктора Горчакова, часть вопросов решалась и обсуждалась за закрытыми дверями. Что-то выходило на публику.
— Для себя я решал задачу не рождать открытой конфронтации между администрацией и Законодательным собранием. В Москве нас часто собирал лидер "Справедливой России" Сергей Миронов, когда он еще был председателем Совета Федерации. А потом Валентина Матвиенко. Мы общались, и по целому ряду территорий мужики рассказывали, как они воюют с губернаторами. Я считал, что это не дело.
Но дискуссия обязана иметь место. Один из вопросов, мимо которого нельзя пройти — о злосчастных пятизвездочных гостиницах, о Хаяттах. Конечно, это недоработка депутатского корпуса и моя личная. Я тогда не сумел убедить Миклушевского, что не нужно давать деньги. Мы были против с самого начала. Но он сослался на то, что есть рекомендация Трутнева, и мы должны построить и провести здесь очередной форум, к которому эти объекты бы пригодились. Грубо говоря, мы лопухнулись. Это на нашей совести. Мы должны были раньше остановить стройку.
Но она всегда была в высокой степени готовности. В одно время я создал комиссию с депутатами и представителями администрации края. И мы пошли. На нас потом стали кричать, чего вы лезете не в свое дело. Посмотрели оба объекта — на мысе Бурном и Корабельной набережной. И все. А потом начались какие-то сложные процессы. Я всего до конца не знаю. Занималось ФСБ, пыталось распутать эти концы. Я считаю, что это позорное пятно на нашей совести и мой грех. Что мы не смогли до конца настоять. Могли бы, конечно, заварить кашу, но мы ее не заварили из соображений не разводить конфликта между администрацией и парламентом. Хотя сейчас понимаю, что стоило. Задним числом легко быть умным.
Напомним, что Виктор Горчаков дал большое интервью ИА PrimaMedia, в котором рассказал, как из забвения после "расстрельных" 30-х было восстановлено доброе имя ДВГУ, об августовском путче, который встретил на границе с Северной Кореей, о причинах развала СССР, играх политиков за спиной, об отношениях с губернаторами Приморского края, неудачных переговорах о Хаяттах, депутатских ошибках и грехах.