T2 объявляет понедельник днем подарков
12 мая, 09:00
Вахта Победы: Подписание акта о капитуляции и Великая Победа
11 мая, 22:00
"Аудитория в Приморье тяготеет к контенту с элементами мистики и необычного"
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Сахалин дает деньги в заем Родине
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Наступил великий день победы над Германией!
11 мая, 09:00
Дальний Восток 11 мая. Начало вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол
11 мая, 07:00
СК России займётся ситуацией с разрушенной дорогой в Приморье
10 мая, 21:27
Подвиг "Таганрога": как танкер владивостокской нефтебазы спас город от катастрофы
10 мая, 19:04
Всеобщая конфедерация профсоюзов призвала сохранять и передавать новым поколениям правду о Великой Победе
10 мая, 18:16
Клещи атакуют: более 1200 человек пострадали в Приморье с начала сезона
10 мая, 18:11
Фонд ВВН Владимира Николаева оказал беспрецедентную поддержку движению "За Россию"
10 мая, 17:49
В Приморье грузовой поезд насмерть сбил молодого мужчину
10 мая, 15:08
Получил семь ранений: Ольга Зотова о судьбе и творчестве художника-приморца Кирилла Шебеко
10 мая, 14:37
Вместо автобуса — самолёт: Суйфэньхэ хочет наладить перелёты во Владивосток
10 мая, 13:40
Ветеранов Великой Отечественной чествовали в Адмиральском сквере Владивостока
10 мая, 13:05

1000 километров терний: как устроена помощь умирающим больным в Приморье

Каково играть против смерти, рассказал внештатный специалист по паллиативной помощи в регионе Андрей Денеж
17 ноября 2021, 16:40 Общество
больница ИА PrimaMedia
больница
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Как организована паллиативная помощь в Приморском крае и что нужно сделать, чтобы последние дни умирающие пациенты проводили достойно, корреспонденту PrimaMedia рассказал главный внештатный специалист паллиативной медицинской помощи (ПМП) Приморского края Андрей Денеж, который поддерживает больных на исходе их жизни уже на протяжении 20 лет.

Не верят в чудо

Поскольку паллиативная медицина в Приморье лишь на заре развития, пациенты относятся к специализированной помощи с удивлением и даже подозрением.

— Многие даже не верят, что такое вообще возможно. Что может каждый день приезжать фельдшер, делать перевязку, что обезболивание поможет, что будут выписывать препараты не на три дня, а на месяц. Некоторые даже отталкивают, говорят, что мошенники, — рассказывает Андрей Денеж.

Паллиативная помощь в крае сегодня — что капля в море, но даже она неоценима, если делает последние дни уходящего человека лучше.

В настоящий момент в Приморье действует всего 27 больничных коек для паллиативных пациентов: в Яковлевской, Вольно-Надеждинской и Дальнереченской больницах. Во Владивостоке нет ни одной. Тем временем больных, которые нуждаются в специализированном уходе, 17 тысяч человек во всем регионе. Между второй и третьей волной коронавируса во Владивостоке организовали два отделения на 30 коек, но просуществовали они недолго и закрылись из-за очередной вспышки COVID-19. Так Владивосток оказался без коечного стационарного фонда. Сегодня эти пациенты дома и ждут, что, возможно, скоро вернутся в больницы.

Отдельно работают койки с сестринским уходом для тех паллиативных пациентов, которые не нуждаются в круглосуточном наблюдении врача и обезболивании наркотическими лечебными препаратами. Таких мест в крае около 100.

Хоть какое-то движение

Первое и единственное в Приморье отделение выездной паллиативной патронажной медицинской помощи, которое возглавляет Андрей Денеж, открылось во Владивостоке в январе 2021 года. До этого момента паллиативные пациенты могли рассчитывать только на выписку рецептов от участкового врача и на консультацию в кабинете противоболевой терапии при онкодиспансере.

— На этом паллиативная помощь заканчивалась. Сейчас есть хоть какое-то движение, — говорит специалист.

Сегодня Андрей Денеж консультирует дистанционно весь Приморский край, но обслужить его отделение в силах только один район, ведь в нем две выездных бригады и не очень много сотрудников: одна медсестра, два фельдшера, заведующий врач и врач-онколог, который консультирует в свободное от основной деятельности время.  

— Да, вот и насчитали 4,5 человека. Начиналось все и вовсе с двух, — улыбается Андрей Денеж, добавляя, что пополнить штат крайне трудно. Молодые медики ушли в ковидные отделения за финансовыми стимулами, нагрузка упала на плечи возрастных сотрудников. Многие из них не выдержали и уволились. 

Деньги есть, но вы о них не знаете

— Финансирования хватает, но только пока, — отмечает Андрей Денеж.

В этом году за счет средств резервного фонда президента РФ служба закупила два автомобиля патронажной службы, портативные аппараты ИВЛ, кислородные концентраторы и противопролежневые матрацы. Половина средств расходуется на закупку препаратов для обезболивания.

Только заявок на закупку оборудования от районов края практически не поступает.

— Вот лежит пациент задыхается с раком легких. К нему приходит участковый терапевт, назначает препараты для уменьшения одышки и говорит: "Вам бы еще кислородом подышать хорошо". И родственники идут покупать, — рассказывает Андрей Денеж, добавляя, что терапевты зачастую недостаточно информированы и не могут помочь пациенту приобрести жизненно необходимое оборудование бесплатно, через службу паллиативной помощи.  

— Вся эта информация есть на сайтах, работает "горячая линия" по обезболиванию, но никто ничего не читает, — говорит врач. 

Выявить всех паллиативных пациентов самой службе — непросто. Информация о них разрознена. База больных существует отдельно в каждой поликлинике. Те, кому необходима помощь выездной паллиативной службы, должны направить заявку через свою поликлинику.

— Вот сейчас я заказал 10 функциональных кроватей для лежащих дома пациентов. Все на кнопках, поворачивается с боку на бок и не надо человека самому вращать. Тумбочка есть удобная к этой кровати. А теперь сидим и думаем, кто ж эти кровати таскать будет, устанавливать, у фельдшера вот уже спина сорвана, — отмечает специалист.

Андрей Денеж считает, что к подобной работе нужно привлекать волонтеров, как это делают коллеги в центральной России.

Все продал, что было

Работа сотрудника паллиативной службы — как ходьба по канату. Малейшее неверное движение — и представление сорвано.

Смелости и ответственности для выписки наркотических лекарственных препаратов хватает не всем. В удаленных районах края врача ПМП вполне могли бы заменить фельдшеры. Но нередки ситуации, когда пациент остается без необходимых лекарств из-за боязни медиков совершить ошибку.

— Люди вызывают скорую и требуют, допустим, более сильный препарат. Конечно, врач переживает. Он уколет, а действие препарата — максимум через 2 часа. А вдруг остановка дыхания, еще что-то. В амбулаторной практике очень аккуратно ведут себя с этими препаратами. Я понимаю, врачи обоснованно боятся, — считает Андрей Денеж.

2535885.jpgИ больно, и душно: минусы оказания паллиативной помощи в Приморье

Представители ОНФ из Москвы негативно оценили качество оказания помощи умирающим онкологическим больным

Еще одна проблема — недостаток лицензированных аптек, которые выдают наркотические лечебные препараты. В таком случае требуется охрана, сейфы, сигнализация, что в далекой тайге невозможно организовать. В итоге больной или вовсе остается без обезболивания, или родственники вынуждены наматывать по 1000 км каждые три дня, чтобы хоть на миг сократить страдания умирающего.


— Была у меня пациентка из бухты Светлая. Чтобы получать необходимые лекарства для жены мужу приходилось летать на вертолете из Светлой до Тернея, где онколог выписывал назначение. Но в Тернейском районе нет аптеки, поэтому человек едет в Дальнегорск, покупает препараты по рецепту, возвращается в Терней, а оттуда на вертолете домой. А норма выписки — всего 40 ампул. Этого женщине хватит на три дня. Так он и ездил по кругу. Все продал, что было, — вспоминает врач.

Только мечты

А что же с теми паллиативными пациентами, у которых вовсе нет родных? Социальные службы не в силах обеспечить круглосуточный уход на дому, хосписов ни во Владивостоке, ни в крае пока нет. Они остаются на стационарном лечении в больницах до полугода и дольше, пока не будут переведены в соцучреждение: психоневрологический интернат или дом престарелых.

— Пока это только наши мечты — чтобы всех таких пациентов забирали в паллиативную службу, — с нескрываемой горечью говорит Андрей Денеж. — Все это давно отработано в Москве. Там четко: отделение, выездной патронаж, хоспис. У нас — визит социального работника раз в день или частные сиделки, но за это нужно платить.

Были бы отделения

Случаи же, когда близкие отказываются от помощи умирающему родственнику редки, отмечает специалист. Они идут на контакт, приходят к врачу на консультации. Но не всегда.

— Были у нас единичные случаи. Вот живет семья в одной квартире. Умирающей матери выделена комната, закрытая на ключ. Везде евроремонт, а в ней — грязь ужасная, даже свой отдельный холодильник, — вспоминает он.

2693906.jpg"Мы не будем его забирать": как реанимировать пациента и не попасть под проклятья родных

Проблемы реабилитации тяжелых больных подняли врачи ВКБ-1 во Владивостоке

Но и самым добросердечным родственникам нужен перерыв — социальная передышка, чтобы не выгореть от монотонного труда по уходу за больным. Это принятая в паллиативной медицине практика, когда больного из дома переводят в отделение на 7-10 дней. Он получает необходимый уход, а родственники тем временем занимаются делами.

— Были бы отделения, — с тоской вздыхают сотрудники выездной службы.

И то, и другое

Тем не менее, позитивные сдвиги в этом направлении все же есть. До 2024 года в крае действует программа развития ПМП. Число коек для паллиативных больных планируется увеличить. Изменения ожидают Уссурийск, Надеждинский район, Яковлевку, Дальнереченск и Партизанск.

— Если мы ее выполним, возможно, дальше появится хоспис, — говорит Андрей Денеж.

По его мнению, дополнительные места и отделения не решат проблемы. Приморью нужны все виды помощи умирающим: и хосписы, и отделения сестринского ухода, и службы паллиативной помощи.

— В отделении ПМП проводят лечение, в том числе могут трахеостому поставить, заняться парентеральным питанием. То есть оказывается активная поддержка. А философия хосписной помощи — не отдалять смерть. Там скорее акцент на духовном. Болит — обезболили. Человек в депрессии — купировали депрессию. Пришел священник, если человек верующий. Вывезли погулять, — уточняет врач.

Обычные люди

Играть в игру, в которой поражение неизбежно — задача не для слабонервных. Как честно признается специалист, за два десятка лет работы у него так и не выработалось профессиональной толерантности к теме смерти и страданий своих подопечных.

— Домой приходишь — они тебе снятся, слезы текут. Мы — обычные люди, у нас есть родные, близкие. Это подсознательно переносится. А если зайти в детское отделение..., — врач с грустью опускает глаза.

Но также как и обычные люди врачи паллиативной помощи и радуются, и верят в лучшее. Андрей Денеж признается, что надежду приносит общение с коллегами из Москвы, у которых Приморью есть что перенять и внедрить в свою медицинскую систему.

Как получить помощь

Бесплатная горячая линия по обезболиванию: тел. 296-76-35 с 8:00 до 16:00 в рабочие дни.

Для очной консультации или вызова бригады на дом обратитесь в поликлинику, к которой приписаны.

203077
43
37