Рекордное количество аварий на коммунальных сетях Владивостока заставило городские власти обратиться к проблеме дряхлеющего подземного в первоочередном порядке. О том, что 93 процента труб в дальневосточной столице подлежит замене, говорилось в прошлые годы часто. Но почему-то ничего не делалось — только рос процент. Власти предпочитали работать над внешним обликом города, оставляя "подземку" на потом. Очевидно, что долгожданное "потом" наступило.
О том, почему так долго решение о массовой замене труб не могло найти себе в планах мэрии, рассказал член общественной палаты Приморского края и председатель ТОС "Патрокл-Сочинская" Виталий Гречанюк.
"Такое ощущение, что коллеги в администрации отмахивались от того, что под землей (этого же не видно) и вместо комплексного подхода занимались только латанием дыр в пожарном режиме, — считает он. — Конечно, приятнее показывать электорату как хорошеет столица Дальнего Востока через новые скверы, электробусы, гранитные скамейки, топиарные фигуры и вазоны. Впрочем, не всё в этом списке понравились требовательным горожанам. Но если Владивосток превратится в долину гейзеров, то никакие скверы его и репутацию власти уже не спасут".

Виталий Гречанюк. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Ранее о истории проблемы высказался известный приморский журналист Андрей Калачинский.
— На моей памяти последний массовый замен труб во Владивостоке происходил в эпоху Виктора Черепкова, — сказал он. — И немного при мэре Николаеве. Считается, что в год труба, подающая тепло или воду, ржавеет на 5 процентов. Поэтому по общему правилу надо 5 процентов труб ежегодно менять. После Черепкова я таких массовых разрытий улиц с заменой труб не видел... Может быть, даже хорошо, что трубы начали рваться и стало очевидно, что город подошел к опасной черте. Об этой проблеме как-то перестали говорить.
Есть еще одна проблема, такая же скучная и незаметная — это вопрос бесхозяйных объектов, добавляет Виталий Гречанюк.
"Да, юридическим языком они именно бесхозяйные, а не бесхозные. У нас много труб водоснабжения, отопления, канализации как бытовой, так и ливневой, которые как бы никому не принадлежит, не учтены или "зависли" в стадии передачи от одного субъекта к другому, — продолжает Виталий Гречанюк. — В нашем районе Патрокл такое наблюдается и земельными участками и с линиями электроснабжения и освещения, например на Леопардовой набережной эта история тянется уже десятый год! Этой зимой снова обострилась ситуация с течью воды.
В качестве иллюстрации эксперт приводит улицу Басаргина, 22, где водопроводная вода покрыла ледником тротуар и проезжую часть.
— Приморский водоканал юридически грамотно расписал нам все про балансовые границы, нецелевое использование. Но простите, почему горожан, исправно оплачивающих налоги и стоимость воды должны заботить эти юридические нестыковки, если они находятся внутри города, а не в лесу, где были бы предоставлены сами себе? — подчеркнул он.
Схожая ситуация с традиционным зимним "ледником" на улице Сочинской, 5.
"По одной из версий, проблема заключается в ливневой канализации, которую не достроил толком Дальспецстрой, — говорит эксперт. — Однако, администрация города как-то смогла выдать и разрешение на строительство, и принять дом в эксплуатацию так, как будто дом опять же висит в вакууме, без учета состояния коммуникаций вокруг и по документам геологии, и гидрологии от предшественника, которые как известно имеют срок давности, ведь в природе все постоянно меняется. В итоге жители вынуждены через суд обращаясь сразу к застройщику, администрации и водоканалу. Выяснять, как им избавиться от этого "бонуса" в виде водного объекта во дворе.
Напомним, что на этой неделе губернатор Олег Кожемяко после недолгого перерыва снова пришел на выручку городским властям Владивостока в решении хозяйственных вопросов. Глава региона провел большое совещание с ресурсоснабжающими организациями по проблеме лопающихся от холода и старости труб.

Губернатор Приморья Олег Кожемяко дал распоряжение выполнить основные работы в центре города до июля, на ремонт выделят 355 млн рублей
Было решено выделить 355 миллионов рублей, которые пойдут на самые злополучные участки, создать оперштаб и дорожные карты, чтобы модернизация прошлась по трубам максимально быстро, желательно до июля.