Кибербезопасность и ddos-атаки стали стали одной из острых тем круглого стола Национальной ассоциации телерадиовещателей "Проблемы и перспективы развития регионального телевидения" в рамках МедиаСаммита-2022. Представители телекомпаний из Бурятии, Удмуртии, Камчатки, Сахалина, Якутии, Приморья, Хабаровского и Алтайского краев рассказали о перебоях в работе своих сайтов, поделились способами борьбы за кибербезопасность, а также обсудили ряд других актуальных вопросов регионального телевещания, сообщает ИА PrimaMedia.
Модератором мероприятия выступила Елена Макарова, руководитель Школы НАТ (Национальная Ассоциация Телерадиовещателей).
Дискуссия началась с обсуждения сложившейся актуальной ситуации. Эксперты обозначили вызовы нового времени: кибер-атаки, санкции, удорожание или невозможность заказать оборудование и контент. Первой и самой живой темой дискуссии стали хакерские атаки. Представители региональных ТВ-каналов сообщили, что у некоторых телекомпаний интернет-порталы не работают по неделе и дольше.

Круглый стол "Проблемы и перспективы развития регионального телевидения". Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Генеральный директор "ОТВ-Прим" Дмитрий Каманин привел анализ таких атак на сайт приморского телеканала.
"Могу сказать, что по нашей практике, пока вся инфраструктура была у нас, восстановиться было проще. Когда она находится где-то на московских серверах, здесь все сложно. У нас больше 80% ddos-запросов было со стороны Украины. На втором месте Германия, далее Нидерланды и еще некоторые европейские страны. Мы блокировали полностью трафик с Украины, при этом он начал наползать из США. Могу сказать, что это были очень извращенные методы атак. Один из примеров: хакеры заходят на сайт, просят "Гугл переводчик" перевести наш сайт, например, на иранский язык. И таких обращений приходит несколько миллионов в час. Естественно, сайт падает. Достаточно хитрые способы", — сообщил Дмитрий Каманин.
Представители телекомпаний поделились друг с другом способами борьбы за свою кибербезопасность и пришли к выводу, что без государственной помощи скорее всего не обойтись.

Дмитрий Каманин. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Марина Городилова, директор ГУП ТРК "Удмуртия": "Мы популярны. Телевидение сегодня живо. Мы делаем то дело, которое нужно людям, и будем делать все правильно. По кибератаке. Действительно, у нас уже неделю висит сайт, и пока мы его разблокировать не можем. Это очень сложно. Предпринимаются определенные шаги".

Марина Городилова. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Виталий Раднаев, руководитель телеканала "Буряад ТВ": "Атаки на региональные сайты в конце мая были очень активными и проработанными. У нас телеканал маленький, мы только начинаем создавать свою систему. Пока мы ее создаем, мы решили использовать бэкапы. Может кому-нибудь это пригодится — хотя бы часть своих активов сохраните. Если на кого-то рухнет серьезная атака, можно потерять все. А если создавать резервные копии, использовать серверы, которые имеют свои облачные пространства. Мы пока идем по пути бэкапов на резервных дисках".

Виталий Раднаев. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Ирина Доржиева, заместитель руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Бурятия по информационной политике и связям с общественностью — председатель комитета по информационной политике (Республика Бурятия): "У всех ситуации разные. Чем сложнее сайт, тем защищаться сложнее и дороже. В теории возникло такое решение: например, мы заключаем централизованный договор с Ростелекомом, который берет под защиту ряд сайтов организаций из списка системообразующих предприятий, в который включены и СМИ региона. Может, таким образом решить проблему. Но это пока только идея, мы еще ее не прорабатывали. Будем разговаривать с поставщиками услуг. Плюс сейчас мы, может быть, дадим какое-то обращение в союз журналистов РФ и общественную палату, чтобы на государственном уровне создать защиту для СМИ. Потому что сейчас каждый по отдельности борется с этой проблемой, а на самом деле тут вопрос регулирования цен и определения лучшего поставщика услуг по обеспечению безопасности. С этой проблемой нужно выходить на высокий уровень,".

Ирина Доржиева. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Татьяна Мантатова, заместитель председателя Народного Хурала (Республика Бурятия): "Я думаю, вопрос нужно поднимать все-таки на государственном уровне. Посмотрите, что происходит. Сайты государственные лежат, люди жалуются, что наши сайты СМИ лежат неделями... У нас государственные сайты не могут восстановиться. Это проблема информационной безопасности всей страны. Решать эти нюансы нужно комплексно, и ставить вопрос о том, что региональные СМИ нужно брать под защиту государства. Сейчас это самый актуальный вопрос".
Ольга Пашаева, директор КБУ ИД Регион, телеканал "Катунь24" (Алтайский край): "После начала спецоперации, когда везде в мире отключили федеральные российские телеканалы, с нашим телеканалом произошла интересная история. У нас в Алтайском крае достаточно большое количество немцев. У нас всегда была эта аудитория. Но когда в Германии отключили все российские телеканалы, то нам все говорили, что там все смотрят "Катунь 24". И все о нашей стране они узнают от нашего телеканала. И нам ничего не оставалось, как сменить повестку с пчел на более своевременные темы. Тогда стало понятно, что не зря мы развивали разные новые способы передачи сигналов. И мы, наконец. поняли, что остались вообще единственным источником получения информации для людей, которые живут в Берлине. Что касается нашего сайта. Мы очень долго держались, самостоятельно решали этот вопрос. До последнего, до конца мая и начала июня, когда уже вся эта история превратилась в такую серьезную осознанную задачу. Мы не справились самостоятельно. Мы прибегли к услугам нашего Минсвязи. Я тоже присоединяюсь к тому, что это должна быть история, связанная с государством".

Ольга Пашаева. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Олег Колесов, директор НВК "Саха": "Саха" — это большой региональный медиахолдинг: 3 телеканала, 2 сайта, радио, различные соцсети. На прошлой неделе у нас были попытки взломать наш сайт. Наши коллеги нашли выход: изменить ip-адреса. Что касается телесмотрения, мы опережаем все центральные телеканалы. У нас есть рейтинги, и там показывают, что в утреннее время и вечернее время мы впереди планеты всей. Собственный контент у нас 80%. 24 часа мы вещаем. Прямо с 7 утра до 22.30 вечера — собственный контент, стыковка с радио в дневное время".

Олег Колесов. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Евгений Оленев, директор филиала ВГТРК ГТРК "Владивосток": "Мы просто сделали: закрыли иностранные ip-адреса и работаем только на российскую аудиторию. Потому что против нас работают такие ресурсы, у них денег хватит на 100 лет. Здесь нам, к сожалению, придется перенимать опыт Китая — выстраивать стену и жить внутри. Что с софтом и оборудованием делать? Скоро все закончится у всех. Пока ответа нет. Можно вечно рассуждать. Если интернет закроется, все вернутся в телевизор".

Евгений Оленев. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Также представители телеканалов обсудили разные пути взаимодействия с аудиторией. Так, директор ТРЦ "Телемикс" (Уссурийск) Ирина Мигунова отметила, что телевидение уже давно выходит за пределы "ящика", обосновавшись в соцсетях, на сайтах и на различных площадках.
"Основная наша концепция сводилась к тому, что мы как "телек" перестаем существовать в таком узком понимании. Этот взгляд на вещи и позволил нам развить нашу площадку. Наша задача — преподнести нас как производителей контента, который люди могут увидеть из любого утюга. Он должен быть везде. Сейчас, когда от телевизора ушли многие рекламодатели, интернет-аудитория даже не потеряла в охвате и рекламодатели продолжают покупать там рекламу", — прокомментировала Ирина Мигунова.

Ирина Мигунова. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Генеральный директор АО ТИВИКОМ (Республика Бурятия) Антон Пластинин отметил, что основная часть телевизионной аудитории старше 40 лет. Для многих жителей регионов, особенно в малых городах и деревнях, телевизор является едва ли не главным развлечением, и это тоже стоит учитывать при определении путей взаимодействия со зрителем.

Антон Пластинин. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Эксперты обсудили не только расширение каналов дистрибуции контента, но и финансовые возможности региональщиков производить этот контент. Пандемия, а затем СВО сильно ударили по бюджетам местных телеканалов. Некоторые СМИ потеряли до 60% своих доходов. Представители телекомпаний отметили, что здесь также велика роль мер государственной поддержки: налоговые преференции, снижение обязательных платежей, субсидии, гранты и т.д. Также актуальным остается вопрос оборудования и программного обеспечения. Генеральный директор ООО ИТА "Губерния" (Хабаровский край) Андрей Пасечник отметил, что большому холдингу с множеством филиалов немного проще из-за горизонтальных связей — можно делиться оборудованием и "дорабатывать на том, что есть". Однако пока ни у кого нет точных ответов на эти вопросы и поэтому приходится "прижать уши и смотреть, что будет".

Андрей Пасечник. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
Напомним, что Дальневосточный МедиаСаммит — единственная коммуникационная площадка для специалистов СМИ, PR и блогосферы Дальнего Востока. Ключевая цель отраслевого форума — объединение медиасообщества Дальнего Востока для обсуждения и решения актуальных вопросов в сфере массовых коммуникаций Дальневосточного федерального округа.
Организаторами Дальневосточного МедиаСаммита-2022 выступают Некоммерческая организация "Фонд развития социальных инициатив", Правительство Приморского края, Дальневосточный федеральный университет, Союз журналистов России, Приморское отделение Союза журналистов России. Генеральный партнер мероприятия — компания "РусГидро". Официальный поставщик питьевой воды — группа компаний "Славда". Официальный сайт форума — медиасаммит.рус.