Эклерная "Вспышка" в Старом дворике ГУМа стала первой и сразу очень популярной монопродуктовой кондитерской во Владивостоке.
За семь лет своего существования владельцам удалось расширить бизнес, познакомить горожан и туристов с новым подходом к вкусовым сочетаниям и стать производителем эталонных десертов.
Наталия Сорокина, соучредитель эклерной "Вспышка", рассказала нам об гибкости, как основе успеха, постоянном обучении и вкусе Владивостока.
— "Вспышка" стала идеальной владивостокской кондитерской. А по каким критериям ты оцениваешь успешность заведения?
— Мне кажется, что успешность заключается в том, что ты можешь делать свое дело качественно, честно и при этом получать признание людей.
Если мы говорим про кафе, рестораны и конкретно "Вспышку" — тут то же самое. Мы делаем хорошо то, что умеем и наслаждаемся этим процессом. Мы получаем положительную обратную связь от новой гостей, от старых, которые снова с благодарностью возвращаются — это точно успешность.

Наталья Сорокина, эклерная "Вспышка". Фото: Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
Мы начинали с команды в 4 человека — я стояла варила кофе, шеф за стенкой делал эклеры. Теперь у нас большая команда, 300 квадратных метров производства, офис, доставка, управленцы, администраторы, стажёры. Недавно открыли направление кухни и стали делать завтраки. Так что изменения налицо, и мы постоянно в движении.
Сейчас мы уже задумываемся о территориальном расширении и это будет не Владивосток.
— За эти семь лет поменялись ли вкусы посетителей?
— "Вспышка" начиналась с 7 видов эклеров в витрине, теперь каждый день мы выдаем 15-17 видов, всего в ассортименте их 30. А если посчитать все лимитные серии, которые выходили под какие-то события — их гораздо больше.
Наши вкусы менялись с ростом компетенций нашего шеф-кондитера и одного из учредителей Александра Донскова. Во многом, "Вспышка" — это отражение его видения вкуса.
Начинали с классики — шоколад, смородина, брусника, карамель. Потом стало больше ягодных вкусов, потом появился наш фирменный эклер "Вспышка" — с маракуйей. Потом мы стали делать ПП десерты — безлактозным с меньшим содержанием сахара.

Наталья Сорокина, эклерная "Вспышка". Фото: Фото: Илья Табаченко, ИА PrimaMedia
— А десерт "Владивосток" есть в вашем обширном меню?
Нет, такого десерта нет, но во времена расцвета туризма, 2017-18 годах, когда город встречал огромное количество азиатских туристов, мы рассматривали вариант сделать десерты с названиями их родных городов — Сеула, Токио, Пекина и т.д. Чтобы эти десерты отражали яркие вкусы этих городов.
— А какой мог бы быть вкус у десерта, с названием нашего города?
— Мы обсуждали. В идеях была и морская соль, и ламинария, нотки наших местных ягод, что-то сезонное и яркое во вкусе.
Мы вообще используем много локальных продуктов и всегда счастливы принимать участие во всех гастрономических фестивалях, которые проходят во Владивостоке.
В десертах использовать наши особые продукты — тяжеловато. Например, для фестиваля корюшки делали десерт, куда в тесто добавляли ламинарию. И вроде её было вообще немного, но вкус все-равно был специфический.
Делать временные лимитные десерты проще, но когда ты называешь десерт именем своего любимого города — это очень ответственно.
Так что, к сожалению, мы так ни к чему и не пришли, десерт "Владивосток" так и не создался. Но идея была, она есть, но видимо пока немного отложена.
— А в какие любимые места во Владивостоке ты ведешь своих друзей?
— Многое зависит от времени года, потому что летом Владивосток дает гораздо большее количество развлечений. Это мыс Тобизина. Это супер виды, обрывы. Еще для меня место силы — это Токаревский маяк.
Вообще во Владивостоке всегда проходит большое количество активностей, надо просто уметь в этом огромном информационном потоке это все отыскать.
Теперь, что касается еды. Вообще я считаю, что несмотря на то, что мы постоянно грешим на нашу провинциальность и то, что какие-то "моды" до нас доходят сильно позже чем в столицах, тем не менее у нас очень сильная ресторанная индустрия и есть очень классные места.
Если говорить о том, куда я хожу, то это Iz Brasserie — там очень вкусная еда и стабильная кухня. Ходим к нашим соседям по Старому дворику ГУМа — "Невинные радости", Gusto, которые делают очень хорошие проекты. С ними мы начинали "обживаться" в этом месте. Отличное место Vinoterra — винотека с сильной кухней, где вкусно и понятно кормят людей. Большое уважение к нашему ресторанному локомотиву "Супра" — они крутые.
Из неочевидного — "Шашлычки по-хунчунски" возле "Олимпийца": там одни китайцы, хипстеры и я. Раньше еще была отличная "китайка на Бородинской. Но она сначала испортилась, потом закрылась. Пляж "Юбилейный" — там много концептов, большинство из которых для меня сомнительны, но сейчас там стоят ребята "Бойзбэнд Chop" — очень вкусно кормят. Ну и конечно "Икра и водки" — их настойки, оливье с рыбой и патиссоны — обязательно возьмите!
— Какое для тебя любимое блюдо во Владивостоке?
— Сырой гребешок. Не знаю, является ли это блюдом, но как продукт он изумительный и более-менее доступный. Здорово, что сейчас многие повара в городе работают с ним и создают различные, порой весьма странные сочетания.
Мне кажется это сейчас самый яркий и популярный продукт.
— Если тебя попросят описать Владивосток всего несколькими словами, что это будет?
— Прежде всего, соленый. Ты знаешь, несмотря на то, что я лингвист по образованию, мне трудно подобрать эпитеты или прилагательные и облечь его в какие-то несколько слов.
Владивосток — город переменчивый и всегда разный. На Спортивную поедешь — там "китайка", поедешь на Пограничную — там "Москва 2000-х", Шамора — это "У Грачика" и хычин.
Здорово, что мы можем жить в таком городе — здесь столько всего разного.