История Владивостокской клинической больницы №4 началась более полувека назад. Она всегда славилась качеством медицинской помощи, но переживала весьма трудные времена. Теперь медучреждение переживает второе рождение. Об этом рассказала главный врач больницы Елена Новицкая. О детской мечте, мировых практиках, "ковидном" госпитале, паллиативной помощи и солнце на ладони — в интервью ИА PrimaMedia.
— Елена Валерьевна, всё обычно начинается с мечты. Как возникла мысль о том, что Вы хотите стать врачом, и как она воплощалась в жизнь?
— Я много раз задавалась этим вопросом, но ответ получила не так давно — когда пришла в свой детский сад на улице Кирова. Спустя 45 лет я увидела там уголок врача: повязку с красным крестом, шапочку, белый халат. И мне вдруг показалось, что такая своеобразная профориентационная работа в детском саду как раз и могла повлиять на принятие решения. Потому что я точно помню, что эта мечта преследовала меня с самого детства — я лечила животных, деревья, цветы. Теперь я убеждена, что в каждом дошкольном учреждении должен быть уголок, где можно примерить на себя роль врача.

Елена Новицкая, главный врач Владивостокской клинической больницы №4. Фото: из личного архива Елены Новицкой
— За какие самые сложные случаи приходилось и приходится браться врачам ВКБ № 4?
— К нам практически не поступают пациенты с одним заболеванием. Не бывает такого, что у человека только инсульт или только ишемическая болезнь сердца. 80% наших пациентов — это люди старше 60 лет и 99% — люди, которым поставили три-пять-семь диагнозов. Гипертония, сахарный диабет, хронические воспалительные неинфекционные заболевания, анемии, гастриты, ишемическая болезнь мозга — и это всё кроме того, что беспокоит человека именно сейчас. Для обозначения таких пациентов используется медицинский термин "коморбидные". Проще говоря, не что-то одно "сломалось" в их организме, а сразу всё. И, конечно, разобраться с таким пациентом, обнаружить ведущий симптом, понять, как лечить и сколько препаратов назначать — это, действительно, высочайшего уровня медицинское искусство.
Мы по крупицам собрали нашу историю по всем архивам с помощью Русского географического общества и понимаем, что наша больница всегда славилась качеством медицинской помощи. Медсанчасть Дальзавода появилась 79 лет назад, но согласно справкам, история больницы началась ещё в 1902 году, когда первый врач Павел Альбертович Броше был назначен врачом порта и судоремонтных мастерских. Он лечил сотни рабочих и военных. Со временем разрасталась медслужба, потом появилось здание больницы, вместе с дополнительными штатами, фельдшерами и медсестрами. Позже была организована медико-санитарная часть, которая начала прирастать корпусами. Сила её была в том, что для восстановления работоспособности трудящихся на Дальзаводе привлекали самые современные знания, самое современное оборудование. Да, где-то ушла ресурсная база, где-то отстало обновление оборудования, но фундаментальная медицина осталась основой. Коллектив выжил и сохранил эти знания. Сегодня мы передаём их следующему поколению.

Обновленные помещения для персонала. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
— Расскажите подробнее о работе с пациентами, чьи заболевания неизлечимы.
— У нашей больницы есть символ — солнце на ладони, которое мы дарим своим пациентам. И это не просто слова. Если не получается вылечить, наша задача — обогреть. Поэтому первое отделение, которое мы отремонтировали — отделение паллиативной помощи. Мы называем его Центром добра и заботы. Тем, кто не может обслуживать себя, двигаться, реагировать на раздражители и иногда даже дышать, мы обеспечиваем там полный уход и даже больше. До прихода пандемии мы проводили в палатах концерты и литературные вечера. Хотя наши пациенты думали, что уже никогда больше не услышат живую музыку и стихотворения. В Новый год мы раскрашивали новогодние игрушки, водили хороводы. Все эти мероприятия вызывали у наших пациентов слёзы радости. Палаты этого центра мы всегда называли комнатами, потому что это не больница, а настоящий дом.
Для нас это сердечная миссия. Поэтому в отделении работает персонал, который отбирается особым образом. Люди идут туда, понимая, что должны не просто обеспечивать уход, но и обогревать пациентов. Нашу больницу точно можно назвать многопрофильной. Здесь есть всё, начиная с поликлиники и заканчивая паллиативным отделением. И везде работают профессионалы своего дела. Об этом можно судить даже из истории Дальзаводской больницы, которая переживала не лучшие времена. Каким должен быть анестезиолог-реаниматолог, который может провести анестезию при отсутствии наркозно-дыхательного аппарата? Таким, который владеет разными методами — профессионалом высочайшего класса. Этот профессионализм мы видим и по сей день, только уже в совокупности с современным оборудованием и комфортными условиями для приёма пациентов.
— При том, что все годы в больнице оставались высококвалифицированные кадры, ещё буквально пять лет назад мало что здесь свидетельствовало о комфортном пребывании пациентов. С какими проблемами столкнулась ВКБ № 4 в своей уже более современной истории?
— Я пришла в Дальзаводскую больницу в 2018 году и, честно говоря, не ожидала, что такие медучреждения в столице Приморья всё ещё существуют. Меня удивило всё, начиная с отсутствия подъездных путей и заканчивая внутренним содержанием. Текущие крыши, неработающие лифты, затопленные подвалы, чёрные стены в плесени, единственный аппарат УЗИ, отсутствие кислородных трубопроводов в палатах, отсутствие дополнительных источников электроснабжения на случай отключения света, отвратительное питание — всё это затмевает грамотность медиков. Из-за просроченной кредиторской задолженности на 109 миллионов мы ничего не могли позволить себе оплатить. Только заработную плату.
— В последние годы больница, и правда, изменилась до неузнаваемости. Расскажите, как именно?
— Дальзаводской больнице очень повезло с тем, что в край приехал губернатор Олег Николаевич Кожемяко. Мы ему честно рассказали о проблемах, и он пообещал помочь. Он не просто сдержал свое слово — все эти четыре года он идет с нами рука об руку. Нам удалось переоснастить всю больницу: везде установлены новые функциональные кровати, в полном объеме заменена дыхательная аппаратура, аппараты искусственной вентиляции легких. Каждый операционный зал теперь оснащен наркозно-дыхательным аппаратом, следящей аппаратурой, инфузоматами, оборудованием для диагностики сердечно-сосудистых заболеваний. Реабилитационное отделение полностью оснащено современным оборудованием, заменено рентгенологическое оборудование, практически выстроены новые корпуса.
Мы не просто делали капитальный ремонт, мы грамотно выстраивали внутреннее убранство и процессы движения пациентов, персонала, медикаментов. В поликлинике остались только стены и лестницы, которые, как мы решили, должны хранить нашу историю. Крыша, окна, двери, сети, мебель, оборудование — новые. Хирургический корпус, пищеблок, патологаонатомическое отделение, ПЦР-лаборатория и даже филиал на острове Попов абсолютно перестроены, переоборудованы.
Первой мы выстраивали поликлинику — всё-таки она "лицо" больницы. У нас появились открытые регистратуры, отдельные блоки для диспансеризации и профосмотров, санитарные комнаты на каждом этаже, проект навигации, который отличается ото всех, которые существуют в других учреждениях. Находясь в любом уголке больницы, можно без труда понять, как пройти в нужный кабинет. Эксперты из центральных регионов ни раз давали этой практике высшую оценку. А всё дело в том, что перед принятием решений мы советуемся с пациентами. Это один из главных принципов автоконцерна "Тойота", который улучшает свои процессы, исходя из потребностей клиента. "Японское чудо" произошло не только благодаря инженерной мысли, но и благодаря связи с потребителями. Любая жалоба или обращение воспринимается у нас как руководство к действию, а не повод обидеться.
То, что касается организации стационара, здесь внедрено много лучших мировых практик. В каждой палате мы сделали туалеты и души, индивидуальные панели с разводкой кислорода, с освещением, возможностью вызова персонала. Сегодня стандарт оснащения нашего учреждения полностью соответствует современным требованиям. Всё, что должно быть в многопрофильном стационаре, у нас есть.
— Как организованы рабочие места сотрудников и удалось ли отойти от "бумажных хлопот"?
— Мало того, что вся основная информация не хранится на бумажных носителях, мы продумали удобство и экономию времени наших сотрудников. Организованы универсальные рабочие места врачей и среднего медицинского персонала. Фактически любой врач может сесть за любое, организованное так же, рабочее место и ему будет удобно, он не столкнётся с нехваткой информации. На каждом рабочем месте можно войти в единую медицинскую информационную систему, получить доступ ко всем клиническим рекомендациям, протоколам лечения. В соответствии с ними врачи постоянно сверяют назначенное ими лечение.
Кроме того, все процедурные кабинеты, перевязочные, буфеты, ординаторские — такие же универсальные. Это так же сделано для удобства сотрудников.

Все для удобства пациентов. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
— Какие задачи сейчас ставит перед собой больница?
— Мы отремонтировали все помещения кроме терапевтического корпуса. Очень надеюсь, что там работы начнутся в следующем году.
Наш приоритет — продолжать тщательный контроль за питанием. Я делаю это лично каждый день. Наш пищеблок теперь полностью оснащен, а меню составлено очень разнообразное.
Если говорить о медицинской части — в планах маршрутизация пациентов и передача ответственности от амбулаторного звена на реабилитационный этап при лечении инсультов, хронических ишемических состояний головного мозга и других церебральных расстройств. Пациент не должен быть выписан домой, он должен переводиться в профильное отделение для восстановления функции. Я уже сказала, что у нас очень много пожилых пациентов, поэтому мультидисциплинарный подход — это наш приоритет.
Мы хотим создать Центр сердечной недостаточности на базе кардиологического отделения, где мы не просто будем лечить пациентов, а будем их учить. Это будет некая школа здорового образа жизни, потому что вся декомпенсация хронической сердечной недостаточности связана, в основном, с погрешностями в приеме лекарственных препаратов или образе жизни. Гериатрия — это специализация нашей больницы. Хирургический корпус мы построили с учетом доступной среды для лиц пожилого возраста: везде есть поручни, пандусы, в туалетах специальные держатели, маркировка пациентов, которые имеют риск падения. Мы очень тесно взаимодействуем с Центром социальной защиты населения. Я рассказывала о том, что в роддоме работала система экстренного оповещения в случае отказа от ребенка. Сейчас у нас есть такая схема в случае отказа от родителя. Если пожилой человек попадает к нам в больницу и его некому забрать домой, соцзащита определяет социальный статус пациента и начинает организовывать мероприятия по устройству брошенного человека в дом-интернат. Это тяжело морально, потому что если у новорожденных детей есть шанс попасть в приемную семью, то у стариков нет никаких шансов. Поэтому у нас работают психологи, которые связываются с родственниками и пытаются вернуть их бабушек и дедушек домой. Каждый ведь хочет закончить жизнь в своей квартире, в кругу близких.

Персонал Владивостокской клинической больницы №4. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
Также в наших планах — развитие универсальности сотрудников. Многие наши врачи уже имеют вторую и третью специальность. Фактически все терапевты изучили гериатрию, очень многие — готовы оказывать паллиативную помощь. Без этого сегодня просто невозможно, потому что, как я уже говорила, редко у пациента болит что-то одно. К тому же, если у тебя, например, ночное дежурство, и ты единственный врач в приемном отделении, ты не можешь собрать мультидисциплинарную бригаду. Должны быть знания по целому спектру состояний, чтобы качественно помочь пациенту.
— Как звучит или могла бы звучать ваша миссия?
— "Наша клиника готова обогреть весь мир" — здесь есть смысл в каждом слове. "Наша" — потому что каждый сотрудник воспринимает эту больницу, как свой второй дом. Мы здесь — не временные работники, мы один коллектив, одна семья. "Клиника" — потому что это клиническая база, и мы уже восстановили обходы доцентов, профессоров кафедры. У нас проводятся клинические разборы, мы пишем научные статьи.

Елена Новицкая, главный врач Владивостокской клинической больницы №4. Фото: из личного архива Елены Новицкой
Мы даже не думали, что слово "готова" — такое особенно верное для нас. Всех пациентов, которым где-то отказали, везут в Дальзаводскую больницу. И мы готовы принять любого. У нас есть круглосуточная экстренная хирургия, где оперируют всё: от ранения сердца до перитонита. У нас многопрофильная больница, поэтому мы готовы абсолютно к любому пациенту. Ну и, оказалось, готовы к пандемии. Когда понадобилось, нашу больницу на 310 коек перевели в инфекционный госпиталь на 450 коек. В общей сложности за два года мы приняли 18 тысяч пациентов в стационаре и 15 тысяч пациентов в поликлинике. 38 тысяч жителей мы привили от коронавирусной инфекции. 72 тысячи пациентов, так или иначе, прошли через нашу больницу. Поэтому мы готовы ко всему.
"Весь мир" — потому что мы никому не отказываем. К нам приезжают из разных городов края, из разных регионов, несмотря на то, что наша территория обслуживания — это Ленинский и Первомайский районы. Каждый сотрудник знает, как звучит наша миссия. "Наша клиника готова обогреть весь мир" — здесь заложен смысл нашей работы.