T2 объявляет понедельник днем подарков
12 мая, 09:00
Вахта Победы: Подписание акта о капитуляции и Великая Победа
11 мая, 22:00
"Аудитория в Приморье тяготеет к контенту с элементами мистики и необычного"
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Сахалин дает деньги в заем Родине
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Наступил великий день победы над Германией!
11 мая, 09:00
Дальний Восток 11 мая. Начало вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол
11 мая, 07:00
СК России займётся ситуацией с разрушенной дорогой в Приморье
10 мая, 21:27
Подвиг "Таганрога": как танкер владивостокской нефтебазы спас город от катастрофы
10 мая, 19:04
Всеобщая конфедерация профсоюзов призвала сохранять и передавать новым поколениям правду о Великой Победе
10 мая, 18:16
Клещи атакуют: более 1200 человек пострадали в Приморье с начала сезона
10 мая, 18:11
Фонд ВВН Владимира Николаева оказал беспрецедентную поддержку движению "За Россию"
10 мая, 17:49
В Приморье грузовой поезд насмерть сбил молодого мужчину
10 мая, 15:08
Получил семь ранений: Ольга Зотова о судьбе и творчестве художника-приморца Кирилла Шебеко
10 мая, 14:37
Вместо автобуса — самолёт: Суйфэньхэ хочет наладить перелёты во Владивосток
10 мая, 13:40
Ветеранов Великой Отечественной чествовали в Адмиральском сквере Владивостока
10 мая, 13:05

"Цифровое Приморье" примет участие в Восточном цифровом форуме

Компания-концессионер представит 30 удобных сервисов, запущенных в крае, для того чтобы сделать жизнь приморцев комфортнее и безопаснее
29 сентября 2022, 09:36 Бизнес
Станислав Журавлев "Цифровое Приморье"
Станислав Журавлев
Фото: "Цифровое Приморье"
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

"Цифровое Приморье" примет участие в Восточном цифровом форуме Russky MeetUP & Digital Region (6+), который пройдет во Владивостоке 30 сентября — 1 октября 2022 года. Компания-концессионер представит 30 удобных сервисов, запущенных в крае, для того чтобы сделать жизнь приморцев комфортнее и безопаснее. Откуда, почему и зачем взялось "Цифровое Приморье", какая у инвесторов мечта и мотивация, где взять деньги и лучших специалистов, и какие сервисы в этом году появились для жителей края, рассказал ИА PrimaMedia руководитель проекта Станислав Журавлев.

— Станислав Олегович, как родилась идея цифровизации Приморья?

— В 2019 году на ВЭФ возникла идея сделать интересный проект, который позволит улучшить качество жизни в регионе. Правительство Приморского края подписало соглашение с Дальневосточным фондом высоких технологий. Идеи цифровизации давно витали в воздухе, Минстрой уже утвердил стандарты "умного" города, но для Дальнего Востока они казались далекими.

Для реализации проекта нужно было объединить усилия федерального центра, края и инвесторов. Без последних никак — дальневосточный регион не может выделить единовременно 5 млрд из бюджета.

Мы на тот момент уже имели опыт реализации подобных проектов, реализовали компоненты "умного" города в разных городах и других странах — в Рязани, Костроме, Курске, Ростове, Севастополе, а также в Белоруссии и Грузии.

1 / 3

В декабре 2019 года мы собрали небольшую команду и приехали в Приморье. И решили сделать то, чего не делал никто в стране — многоуровневую концессию, в которой участвует не только регион, но и муниципалитеты. Впервые в России. Надо признать, что в то, что это возможно, мало кто верил. Чтобы ее создать, пришлось потрудиться — я выступал в Госдуме, мы доказывали состоятельность концессии Минфину и ФАС, 1,5 года ушло на процесс согласований, и в итоге у нас все получилось — концессия состоялась. Она была подписана 12 апреля 2021 года.

Сначала штат был небольшой, всего 4 человека, со временем пополнился приморским коллективом. Сейчас над проектом работает 53 человека. В команду вошли те, кто хочет сделать край лучше. Всем хочется жить в красивых, комфортных и безопасных городах и гордиться тем, что делаешь.

— Проект не только многоуровневый, но и разносторонний — сервисы из совершенно разных и порой неожиданных сфер — тут и школы, и парковки, и обучение, и безопасность, и мусорный контроль, и аэровоздушный мониторинг, и карта жителя.

— Мы старались учесть интересы всех участников. Хотелось сделать проект, затрагивающий основные сферы — ЖКХ, транспорт, безопасность, потому что без них очень сложно создать умный город, образование, потому что мы его любим.

В первоначальном варианте концессии было строительство двух школ, это была моя мечта — сделать две образцово-показательные цифровые школы в Приморье, одну планировали в Находке, другую в Уссурийске. Это очень крутые школы, таких еще нет в стране — там дети вообще не сидят за партами, все здание — это по сути один интерактивный сенсорный кабинет обучения. Но, к сожалению, по финансовой модели не хватило денег — на такие школы нужно от 3 до 5 млрд, а у нас всего 5 млрд было на все про все. Экономика, к сожалению, диктует свои правила — идей было гораздо больше.

— Какие сервисы уже сданы в эксплуатацию?

— Всего мы реализуем 30 сервисов в сферах образования, транспорта, туризма, безопасности, ЖКХ и тд. Большинство сервисов уже сдано в опытную и постоянную эксплуатацию. Это интеграционный сервис, геоинформационный сервис, сервис адаптеров, сервис открытых данных, сервис взаимодействия с пользователями — Единый портал "Цифрового Приморья", сервис электронных услуг, сервис умных светофоров, сервис умных пешеходных переходов, сервис мониторинга транспортных потоков, интеллектуальное видеонаблюдение, сервис фиксации нарушений ПДД, сервис контроля обращений с отходами, сервис мобильных приложений, сервис единой карты жителя Приморского края, сервис карты учащегося, сервис информационной безопасности, сервис диспетчеризации транспорта, сервис весогабаритного контроля, сервис видеонаблюдения в школах, сервис контроля доступа в школы, сервис аэровоздушного контроля, сервис сферы туризма, сервис видеоконференцсвязи в школах, сервис обеспечения участия в конкурсах (профориентации), сервис этноуроков и краеведения, серверная и тд.

1 / 2

— Какой сервис больше всего нравится лично вам?

— Мне больше всего нравится наша единая платформа, ее не видно простому обывателю, но это не делает ее менее важной — без нее невозможно реализовать все остальные сервисы надлежащим образом. Все должно работать, как часы.

Это единая картография, которая объединяет все наши сервисы, единая авторизация, которая через все сервисы проходит. Это уникальная система, которая взаимосвязана со всеми сервисами и позволяет дать синергетический эффект.

— А говорят, что все талантливые айтишники уехали из России.

— Нет, это далеко не так. Проблема не в том, что у нас талантливых людей, нет, а в том, что у нас нет горизонта планирования. Любая разработка требует длительного времени разработки и финансирования. Ни IBM, ни SAP — ни одна из крупных компаний не разрабатывала свои системы за 1 год, это делалось годами. Хорошая компьютерная игра разрабатывается 3-4 года.

Такие крупные и дорогостоящие проекты у нас может заказать только государство. Для этого как раз и были созданы такие компании, как Роснано, финансировать венчурным способом такие разработки.

У нас и ПО отечественное, и IT-специалисты российские. Талантливые ребята.

— Какова ваша мотивация, все-таки ГЧП предполагает большие инвестиции, усилия, риски и тд.

— Хороший вопрос. Хочется увидеть что-то новое. Приятное ощущение, когда ты создаешь что-то важное и полезное. Идеал для созидателя — построить завод и выпускать что-нибудь реальное, но это огромные деньги.

А здесь есть великолепная возможность всего за год получить видимый результат от своих вложений и сделать город лучше. И это большая ответственность, да, ведь мы создаем сервисы, которые относятся к классу критической инфраструктуры, и это проект государственной важности. В том числе содействие реализации нацпроектов.

Мы вложили в реализацию проекта 5 миллиардов, это и деньги фонда, и банковский займ, и частные инвестиции. Никаких бюджетных средств. Муниципалитеты не вкладывают вообще ни копейки, ни сейчас, ни потом, правительство на старте — тоже, потом, после запуска сервисов, будет платить плату концедента, которая будет формироваться, в том числе, за счет доходов, получаемых от реализации наших сервисов. Например, штрафов за нарушение ПДД, весогабаритного контроля и тд.

1 / 2

— А в чем же ваш интерес, как инвестора?

— Модель рассчитана таким образом, что за 12 лет проекта доходы региона от проекта покрывают его расходы, и еще прибыль остается. Мы, как инвестор, имеем право заниматься коммерческой деятельностью, используя построенный объект концессии, но при этом 70% заработанного на региональных сервисах дохода отдаем в региональный бюджет.

Половина разрабатываемых нами систем проекта дотационная — мы на них только тратим, ничего не зарабатывая, это касается, например, светофоров и в целом ИТС — там никаких коммерческих доходов нет. А вторая половина сервисов позволяет нам окупить проект. Например, мы построили систему аэромониторинга и договорились, что услуги для Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края и ГО ЧС будут оказываться бесплатно, а услуги для коммерческих предприятий и иных ведомств мы будем оказывать на платной основе. Мы построили туристические киоски и цифровые остановки и можем использовать специально размещенные на них рекламные носители с коммерческой целью.

На этапе 12 лет эти доходы складываются в определенные суммы, которые позволяют нам, как инвестору, окупать проект, а единственный способ сделать это без посягательств на бюджеты муниципалитетов — это вот такой путь: мы вам все строим, все отдаем, а вы нам просто разрешаете то, что мы построили, использовать, в том числе, в коммерческих целях.

Итак, формула проекта простая — мы с вас денег не просим, при этом мы сделаем то, что вам хочется, там, где вам хочется, вы сами определяете, где и как это будет стоять.

Принципиально, что все информационные системы, которые создаются в рамках проекта, передаются в собственность региона, а все имущество, которое создается на территории муниципалитетов — умные светофоры, пешеходные переходы, остановочные павильоны, системы контроля доступа в школы, туристические киоски и тд. и тп., передается в собственность городов. Бесплатно.

Это хороший пример государственно-частного партнерства, мы не только выполняем госзаказ и выполняем содержание объектов, но еще и зарабатываем на этом и делимся с бюджетом.

84655
43
7