T2 объявляет понедельник днем подарков
12 мая, 09:00
Вахта Победы: Подписание акта о капитуляции и Великая Победа
11 мая, 22:00
"Аудитория в Приморье тяготеет к контенту с элементами мистики и необычного"
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Сахалин дает деньги в заем Родине
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Наступил великий день победы над Германией!
11 мая, 09:00
Дальний Восток 11 мая. Начало вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол
11 мая, 07:00
СК России займётся ситуацией с разрушенной дорогой в Приморье
10 мая, 21:27
Подвиг "Таганрога": как танкер владивостокской нефтебазы спас город от катастрофы
10 мая, 19:04
Всеобщая конфедерация профсоюзов призвала сохранять и передавать новым поколениям правду о Великой Победе
10 мая, 18:16
Клещи атакуют: более 1200 человек пострадали в Приморье с начала сезона
10 мая, 18:11
Фонд ВВН Владимира Николаева оказал беспрецедентную поддержку движению "За Россию"
10 мая, 17:49
В Приморье грузовой поезд насмерть сбил молодого мужчину
10 мая, 15:08
Получил семь ранений: Ольга Зотова о судьбе и творчестве художника-приморца Кирилла Шебеко
10 мая, 14:37
Вместо автобуса — самолёт: Суйфэньхэ хочет наладить перелёты во Владивосток
10 мая, 13:40
Ветеранов Великой Отечественной чествовали в Адмиральском сквере Владивостока
10 мая, 13:05

Разговор у реки: исповедь, которой не было 

Авторская рецензия на спектакль Приморского краевого драматического театра молодежи
17 ноября 2022, 15:10 Общество
Спектакль "Разговор у реки" ИА PrimaMedia
Спектакль "Разговор у реки"
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Приморский краевой драматический театр молодежи открыл новый сезон, продолжив повествование о переломных, трагических моментах истории нашего отечества, роли в ней обычного человека, жизнь которого тесно переплетается с историческими коллизиями и ставит перед непростым выбором — сломаться под гнетом обстоятельств или выстоять вопреки всему.

6 ноября 2022 года состоялся показ исторической драмы "Разговор у реки" (16+) (режиссёр Александр Созонов), в основу которой легла книга Якова Харона "Злые песни Гийома дю Вентре: Прозаический комментарий к поэтической биографии" (16+), где тесно переплелись судьбы автора, его близкого друга Юрия Вейнерта, с которым он познакомился на заводе-лагере с символическим названием "Свободный", и придуманного Вейнертом персонажа — поэта Гийома дю Вентре, жившего якобы во Франции XVI века. Мнимый поэтический перевод совместных сонетов и погружение в жизнь героя из далекой легендарной Франции стали для друзей духовным стержнем, который позволил выстоять и сохранить человечность в условиях лагерного заключения.

Спектакль "Разговор у реки"

Спектакль "Разговор у реки". Фото: Фото: ИА PrimaMedia

"Разговор у реки" — это исповедь, которая могла бы быть, повернись жизнь иначе. Яков Харон не дожил до того времени, когда мог бы состояться его серьезный разговор с сыном Юркой. Режиссер использует вхождение в историю Прологом, создавая ситуацию диалога главных героев — Якова Харона (Андрей Трофимов) и его сына Юрки (Никита Лазарев), достигшего того же возраста, что и его отец, когда он был арестован. Дальнейшие события становятся визуализированным повествованием, где Юрка примеряет на себя события, происходившие с отцом, и знакомится с Юрием Вейнертом, в честь которого был назван. 

Сильной стороной спектакля стали атмосферность, внимание к деталям и создание на сцене эффекта документальной кинохроники. Перед нами проходит жизнь Якова Харона, от сцены его заключения в Бутырской тюрьме до освобождения и рождения сына. Каждая сцена представляет собой тщательно подобранный комплекс художественных средств, в котором постановка света и визуальный ряд на проецируемых экранах, оформление сцены, работа звукооператора, композитора, хореографа, помогают актёрам передать психологическое состояние героев спектакля (художник-постановщик — Лилия Хисматуллина, композитор — Иван Кушнир, художник по видео — Алексей Береснев, художник по свету — Сергей Силко, хореограф — Екатерина Ковальчук).

Спектакль "Разговор у реки"

Спектакль "Разговор у реки". Фото: Фото: ИА PrimaMedia

Например, знаменитая Бутырская тюрьма показана не только сценической конструкцией в виде двухъярусных нар, где расположились политические сокамерники главного героя, но и потрясающим по своему воздействию проецируемому на экране изображению тюремной стены на фоне зимнего пейзажа с колышущимися от ветра заснеженными кронами деревьев. Оригинальным звуковым эффектом здесь звучит жуткий стук черпака по миске с кашей, по которому сидящие в тюрьме подсчитывали количество заключенных.

Не менее интересным приемом становится помещение между двух экранов актеров, создавая полное погружение в среду. Так, сцена отправки заключенных в концлагерь и прощание с репрессированными членами семьи происходит между первым планом, где на полупрозрачном экране проецируются падающие крупные хлопья снега, и задним экраном-фоном с проекцией поезда. Примечателен способ передачи толпы заключенных на перекличке по приезде в лагерь, где благодаря Вертухаю (Игорь Смирнов) многие впервые узнают о статье и сроке своего заключения. В спектакле, благодаря исполнению актеров, очень тонко переданы беспомощность, бесправность заключенных и всевластие начальника лагеря над их судьбой. На экране проецируются подсвеченные контуры людей, тогда как исполнители помещены на передний план, что создает эффект безликости и массовости происходящего.

Спектакль "Разговор у реки"

Спектакль "Разговор у реки". Фото: Фото: ИА PrimaMedia

Отметим также эффектную визуализацию власти Центра в виде огромной ярко-сияющей рубиновой кремлёвской звезды, которая становится на сцене символом неизбежной, непреодолимой силы, от которой нет спасения. Создается ощущение некого языческого божества, на алтарь которого приносятся множественные, не только человеческие жертвы. Центр ставит сверхзадачи, требующие отдать самое дорогое, что есть у заключенных, и это далеко не их жизнь, которая уже давно не имеет ценности. "Жертвой технологий" избран рояль, используемый в лагерной художественной самодеятельности и бывший духовным стержнем для всего лагеря-завода. 

Интересные драматургические параллели выстраиваются между двумя "бальными" сценами. Первая происходит в воображаемом мире Гийома дю Вентре, где придумавший его Юрий Вейнерт (Николай Тирищук) со своей возлюбленной маркизой Л. — воплощение образа его жены Люси (Олеся Белоконь) — танцуют на балу старинный французский танец. Сцена очень точно передает иллюзорность происходящего и воспринимается грезой Юрия Вейнерта. Это проявляется в стилизации костюмов и причесок героев. Здесь нет задачи достоверно перенестись в историческую эпоху — происходящее вокруг лишь сон уставшего от тяжелой работы сознания, где угадываются только контуры и невозможно запомнить детали. Эффект усиливается и музыкальным сопровождением, где слова любовного сонета Гийома дю Вентре, в исполнении Олеси Белоконь (маркизы Л.), ложатся на стилизованную по форме и отдельным мелодико-гармоническим последованиям, но наполненную современной напряженной гармонией музыкальную ткань. Аналогичный эффект возникает и в любовно-танцевальной сцене в лагере-заводе, где сходятся усталые одинокие души, которым хочется человеческого тепла, и уже не важно — где и с кем. Эти, казалось бы, реальные, современные персонажи воспринимаются такими же иллюзорными танцующими призраками. 

Спектакль "Разговор у реки"

Спектакль "Разговор у реки". Фото: Фото: ИА PrimaMedia

Наполнена динамикой хореографическая сцена, где брошенные среди тайги мужчины и женщины за месяц строят металлургический завод, вооружившись топорами и пилами. Единственной отдушиной становится кружок самодеятельности, где под разбитый рояль ставят даже оперу А. С. Даргомыжского "Русалка" (12+). Символично выглядит хоровая сцена первого действия, в которой Мельник (Юрий Вейнерт) обращается к селянам (работникам завода) потешить барина веселой народной песней "Заплетися плетень". Юрий Вейнерт адресует все реплики Мельника к начальнику лагеря — Вертухаю (Игорь Смирнов). Еще одним оригинальным музыкальным номером звучат в эпилоге спектакля стихи В. Лебедева-Кумача "Широка страна моя родная" на мотив сонета дю Вентре в исполнении всего коллектива Театра молодежи, выступающего здесь в роли "народа СССР". Создается ощущение, что люди-призраки поют привычный текст на ломкий мотив, леденящий своей отстраненностью.

Драматической кульминацией спектакля становится сцена в литейном цеху с "каруселью", где актеры являются частью единого механизма по производству чугуна, бесчувственными роботами, наращивающими производственные мощности. Срывом кульминации воспринимается взрыв на конвейере, гибель людей, расплата ответственных. Конец спектакля наполнен трагическими развязками: гибель на войне доктора (Александр Стрелков), спасшего после ранения в цеху Якова, смерть жены Юрия — Люси (Олеся Белоконь), приведшая к самоубийству его самого во время очередного срока.

Спектакль "Разговор у реки"

Спектакль "Разговор у реки". Фото: Фото: ИА PrimaMedia

Светлой кульминацией постановки стали печать сонетов Гийома дю Вентре и сцены с женой Якова — Светой (Анна Шевелева), наполненные нежностью, любовью и пониманием того, что в жизни мы "должны помнить и плохое, и хорошее". Только в конце спектакля становится понятным, что "разговор у реки" Якова Харона с сыном Юркой был лишь в воображении отца, который смотрел на растущего сына и понимал, что не увидит его взрослым, способным воспринять правду о прошлом. 

Удачным приемом в спектакле стало введение эффекта кинематографической хроники, когда параллельно с действием с помощью видеооператора, находящегося непосредственно на сцене, на задний план-экран проецируются крупные планы черно-белого изображения сцены "изнутри", того, что нельзя обычно увидеть зрителям. Используемый прием создает эффект, с одной стороны, присутствия зрителя на сцене "внутри сюжета", с другой стороны, ощущение живой исторической хроники, добавляя происходящему достоверность. Отметим сцену в эпилоге, когда камера транслирует изображение из кроватки маленького Юрки, словно видящего любящие лица родителей.

Спектакль "Разговор у реки"

Спектакль "Разговор у реки". Фото: Фото: ИА PrimaMedia

И в то же время трагизм этой истории уходит в конце спектакля на второй план благодаря переданной в спектакле жизненной позиции Якова Харона: все произошедшее обязывает нас идти дальше, жить ради всех тех, кто не дожил до конца войны, до конца срока, до реабилитации. Необходимо жить ради будущего, ради того, чтобы книга сонетов дю Ветре увидела свет и осталась в сердцах нового поколения, ради тех, для кого эти стихи и история вымышленного героя были духовной отдушиной в те трудные годы и помогли сохранить человечность. Коллектив Театра молодежи предлагает зрителю очередной жизненный урок, который, спустя годы, не утрачивает своей актуальности.

Справка о рецензенте: Наталья Федоровская — доктор искусствоведения, директор департамента искусств и дизайна Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ.

Член ассоциации музыковедов American Musicology Society с 2005 года. Эксперт комиссии "Культура, искусство и дизайн" Российского совета олимпиад школьников с 2015 года. Член-корреспондент РАЕ с 2015 года. 

Читаемые курсы: "История искусств", "Теория и практика написания научных исследований в декоративно-прикладном искусстве и народных промыслах", "Научно-исследовательская работа", научно-исследовательский семинар "Диссертационные исследования в ДПИ и НП"",  "Тенденции современного искусства".

Автор более 130 публикаций, в том числе монографий, учебных пособий и научных статей.

84655
43
37