Проблема обращения с твердыми коммунальными отходами является актуальной для всех регионов России, включая Приморье. Пути ее решения лежат в плоскости реализации на территории региона национального проекта "Экология", существующего с 2019 года. О том, как это происходит, чего удалось достичь и что планируется сделать — в интервью с президентом Ассоциации операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами "Чистое Приморье" Сергеем Лазаревым, советником заместителя председателя правительства Приморского края Елены Пархоменко.
— Сергей Юрьевич, одна из важных для Приморья тем, волнующая многих, — это тема обращения твердых коммунальных отходов. На какой стадии сегодня находится реформированиеэтого сегмента ЖКХ, тесно связанного с вопросами экологии?
— Здесь следует говорить о национальном проекте "Экология" на 2019-2024 годы, в рамках которого реализуется региональный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Приморского края".
Для всей России это были совершенно новые требования и правила обращения с отходами, была изменена законодательная и нормативная базы. Поэтому нам пришлось методом проб и ошибок решать организационные вопросы новой системы. Решать, как организовать процесс, чтобы он был отлажен, как часы, чтобы каждый винтик в этом механизме работал согласованно.
Ведь система обращения с отходами — это и транспортировка, и размещение, и сам сбор ТКО. И, соответственно, если раньше никто и не обращал внимания на то, куда увозится мусор с контейнерных площадок и с кем как заключаются договоры управляющими компаниями, все были и так довольны, то сейчас имеется ряд вопросов и по несвоевременному вывозу, и по тому, кто будет вокруг этих площадок убирать мусор (то ли перевозчик, то ли управляющая компания).
Потому что ранее УК, договорившись с кем-то по вывозу отходов, оплачивали эту услугу и не беспокоились, куда поедут эти отходы. И зачастую происходило так, что они оказывались в лесах, в кюветах, попросту где попало.
И, безусловно, необходимо было как-то перезагрузить эту систему, которая как раз таки сейчас и предполагает оплату заказанной услуги на месте выгрузки этих отходов.
И сейчас ситуация действительно такова, что отходы не выкинешь, куда придется, потому что ты не получишь за это денег. Нет, ты должен привезти отходы, куда надо, отчитаться по весу, сколько ты привез, и только потом ты получишь какие-то положенные средства. Ну а поскольку нормативный платеж оплачивает потребитель, то он и требует качества услуг.
— С какими проблемами пришлось столкнуться?
— Помимо организационных, возникли проблемы отсутствия соответствующих объектов инфраструктуры. Это мусоросортировочные заводы, современные экологичные полигоны, которые должны отвечать всем требованиям экологической безопасности, а они сейчас существенно повышены и соответствующая нормативная база стала жестче.
Сейчас, как раньше, просто так мусорную свалку возле муниципалитета не создашь. А создание полигонов, очистных сооружений и соответствующий мониторинг эксплуатации требуют огромных миллиардных вложений. Ну и конечно, сразу же надо задуматься о рекультивации.
— Чего должно достичь Приморье в рамках глобального проекта по обращению с ТКО?
— Мы должны в ближайшее время достичь 100-процентной сортировки отходов, чтобы понимать, какие отходы можно переработать, а какие отходы пойдут на полигон.
Причем самая главная проблема — это как раз-таки утилизация, то есть превращение отходов, которые можно переработать, в какие-то полезные продукты. И если многие страны давно начали заниматься этими вопросами и уже пришли к каким-то результатам и сформировавшимся практикам, то для нас это еще новая система.
И тем не менее я считаю, что избрав такое направление, как формирование потребительского отношения в виде дуального сбора (а это как раз таки сбор сортировочных отходов в отдельные контейнеры), Приморье пошло по правильному пути.
Во-первых, это подтвердило, что мы как современное общество уже готовы к раздельному сбору отходов и что для нас не проблема иметь два пакета дома. То есть в один пакет складывать то, что можно переработать, а в другой — то, что нельзя. У некоторых это доведено до автоматизма и даже рука не потянется бросить ту же пластиковую бутылку в пакет с картофельными очистками.
Но вместе с тем это показало то, что нам действительно нужно увеличивать количество сортировочных комплексов, потому что отходы надо еще отсортировать по фракциям, чтобы куда-то эти фракции направить на реализацию.
Также необходимо привлечь приобщение к дуальному сбору отходов все муниципалитеты в Приморском крае. Мы начали эту работу с юга, потому что здесь концентрируется большое количество жителей и уже есть сортировочные комплексы.
— Когда в Приморье стала внедряться дуальная система сбора отходов?
— В 2022 году. При этом мы не стали распыляться на пять контейнеров, то есть на разделения отходов на пять фракций, за что нас, кстати, критиковали тогда. Мы пошло по пути дуальной сбора, и впоследствии Минприроды и экологический оператор рекомендовали всем в России брать за основу именно приморский опыт. Потому что приучить людей сортировать на две фракции и досортировать отходы уже на сортировочном комплексе гораздо проще. А сортировочный комплекс все равно нужен, поскольку позволяет внедрить систему раздельного сбора гораздо быстрее. И у нас действительно начало получаться.
Тут еще можно добавить, что эти отдельные контейнеры — это и отдельные автомобили, которые ходят по отдельным маршрутам. И если бы у нас было несколько фракций, потребовалось бы столько автомобилей, сколько фракций. Понятно, что это мог быть не ежедневный вывоз, и тогда у жителей могли возникнуть претензии к накоплению каких-то отходов.
— А не было случаев, когда компании, занимавшиеся вывозом ТКО, использовали на обе фракцию один и тот же автомобиль?
— Региональный оператор внимательно следит за этим, и, начиная с 2020 года, по крайней мере, таких случаев зафиксировано не было. Как не было случаев, когда весь мусор якобы смешивается в одну корзину.
На линию на сортировочных заводах принимаются исключительно отсортированные отходы, потому что более чистое вторичное сырье и легче продается, и лучше перерабатывается.
— Что можете сказать о глубокой переработке ТКО?
— Что касается глубокой переработки, то есть план до 2030-го года достичь 100-процентной сортировки. Но возникает вопрос, куда мы денем отсортированное сырье? Сегодня мы отсортировываем порядка 12-15 фракций, хотя это пока мало. И всё-таки замечательно, что в Приморском крае уже есть определенная переработка отходов.
— Что перерабатывается?
— Пластик, пластиковые бутылки, металл, частично картон, хотя есть очень много видов, которые не перерабатываются в конечный продукт.
Стекло мы везем в Новосибирск (ближе некуда), ПЭТ-флекс — в Подмосковье. Здесь мы делаем определенную переработку. По некоторым видам действительно есть конечный продукт. Это мягкий полиэтилен, например, техническая пленка.
При этом у нас возникает вопрос, или мы будем только поставлять вторсырье и на этом останавливаться, или нам надо делать глубокую переработку здесь, в Приморском крае. Я думаю, глубокая переработка нам нужна. Не по всем видам, по самым объемным, по тем направлениям, где есть вторсырье и где будет востребована и продукция из этого сырья.
И здесь очень важно — поменялась тенденция. Сегодня есть запрос на экологичность того, что делается по благоустройству во дворах. У нас же появились переработчики, которые начали делать ремонты и благоустройства из вторсырья. В Дальнереченске компания, которая занималась перевозкой, вложила деньги в технологию по производству лавочек и малых архитектурных форм. Неплохой бизнес, я думаю, что здесь предпринимателям обязательно нужно помогать в плане сбыта их продукции. Ведь переработка будет только тогда востребована, когда будет сбыт.
Сейчас в крае создается завод по переработке резины. И в ноябре этого года у нас уже не должно быть проблем с резиной. Наш завод в Приморье уже получил положительное заключение Роспотребнадзора о безопасности крошки, но если ее не будут покупать, что тогда?
Поэтому очень хотелось бы, чтобы те, кто занимается проектированием придомовых территорий, те, кто закупают продукцию, смотрели не только на цену (хотя на самом деле продукция из вторсырья дешевле), но и на экологичность, и на то, что это продукт глубокой переработки в Приморье.
Поэтому создание Экотехнопарка по переработке вторичного сырья жизненно необходимо Приморью.
— На каком этапе сейчас находится проект Экотехнопарка в Надеждинском районе, и по каким фракциям Приморский край хочет работать?
— Уже прошла госэкспертиза. Экотехнопарк — это сугубо переработка уже отсортированных отходов, это обычное производство пластиковых бутылок, стекло и картон. Пока у нас выбраны эти направления, потому что таких отходов много, потому что продукция из них востребована и потому что у нас пока нет такой переработки. Уссурийский картонный комбинат постоянно лихорадит, поэтому надо создавать альтернативное предприятие.
– Хотелось бы спросить о пропаганде среди населения ответственного отношения к обращению с отходами? Какие-то мероприятия проводятся в этом направлении?
— У нас есть целая система экопросвящения, экообразования, популяризация связанных с этим направлений. У нас есть рабочая группа, в которую входят также представители школ и вузов. И несколько раз у нас проводились экологические мероприятия, как конкурсы среди молодежи, среди школьников. Существуют проекты, которые осуществляют учителя на уроках природоведения и биологии, а также преподавали в вузах. Мне кажется, к этой просветительской работе могли бы подключиться и СМИ.