Накануне дня рыбака краболов группы компаний “Антей” Арка-36 вернулся с полугодового промысла в Баренцевом море с рекордным уловом — более 1400 тонн. О том, где искать краба, как управлять судном в тяжелых условиях и ставить рекорды рыбалки рассказал капитан судна Сергей Понкратов — один из самых молодых капитанов Дальнего Востока.

Капитан судна Сергей Понкратов. Фото: Фото: Фото предоставлено пресс-службой ГК "Антей"
Преемственность поколений
Работу в море я начал в 16 лет, сразу после второго курса мореходного училища. Главным наставником был мой отец Александр Валериевич Понкратов. Работа под его началом дала мне больше понимания в профессии, чем обучение. Отец учил главному — ответственности за принятие решений.
И хоть я вырос в семье моряка, выбор профессии был осознанный. Мне всегда нравилось море, может поэтому и живу я всегда в морских регионах: сначала Петропавловск-Камчатский, учился на Сахалине, теперь с семьей во Владивостоке.

Судно Арка-36. Фото: Фото: Фото предоставлено пресс-службой ГК "Антей"
До 2018 в рейсы я ходил с отцом, начиная с матроса-практиканта и до старшего помощника капитана. Мы всегда вместе планировали каждый промысел, как пойдем, куда, какие результаты нужно сделать. Когда в 27 лет получил диплом капитана и пошел в первый самостоятельный рейс, осознал, какую сильную школу дал мне отец.
Капитан — это лидер
В “Антее” есть много капитанов, с которых я беру пример. Это профессия, которой учишься всю жизнь. Но главное я для себя уже вывел: капитан должен быть абсолютным лидером. Ставить цели и вести к ним всю команду. Лидерство для меня — это про принятие решений и ответственность за каждый шаг. И это то, качество, которое можно в себе взращивать, но наверное база какая-то должна быть. Всё идет от родителей, я всегда вижу своего отца: у него всё просчитано на 1000 шагов вперед, у него есть определенная ответственность: за семью, за экипаж, за компанию. Но этому можно и обучиться, нужно брать на себя ответственность, принимать решение. Например, мой третий помощник руководит швартовой командой на баке, он не пускает без касок и жилетов, берёт на себя ответственность за людей, потому что он старший на баке. И чем больше он принимает на себя решений касательно своих обязанностей и не только, тем быстрее растет его уровень ответственности. И так во всём: необходимо чаще принимать решения, за которые ты будешь нести ответственность.

Капитан судна Сергей Понкратов. Фото: Фото: Фото предоставлено пресс-службой ГК "Антей"
Вот даже сейчас, мы все в шоке, от того, какой результат нам удалось сделать на промысле. А все от того, что экипаж действительно мог, а я не сдавал назад, мы просто делали, делали, делали. Как и должны делать рыбаки, мы вышли в море — мы работаем, а отдыхать будем дома. Принял ответственное решение и следовал ему до конца.
Промысел краба: точный расчет и немного удачи
У меня есть проверенная схема работы: сильный экипаж, поиск информации, анализ и быстрое принятие решений. Если не будет этой связки — удачи не видать, под лежачий камень ведь вода не течёт.

Капитан судна Сергей Понкратов. Фото: Фото: Фото предоставлено пресс-службой ГК "Антей"
Когда мы выходили в море на Арке-36 полгода назад, собирали всю возможную информацию: опыт работы других судов, научные статьи о миграции краба. В этот район промысла мы зашли первыми за 16 лет, искали и нашли, начали работать. Да, краб терялся, но мы продолжали искать. Тут снова ответственность, ты вышел в бой, установить абсолютное лидерство, заработать экипажу денег, помочь компании. Эта ответственность дает толчок: “Сергей Александрович, надо думать, думать и принимать решения”. На промысле мы тестируем гипотезы, выставляем порядки по глубинам. Нужно всё время пробовать, пробовать, пробовать. Из ста процентов у нас двадцать, конечно, выстреливают довольно хорошо и перекрывают восемьдесят процентов поиска.
Сплоченная команда в море и на берегу
Плавсостав на промысел я стараюсь подбирать сам. Сразу понятно, какой человек подходит, когда идет общение: где работал, как к работе относится, как относится к алкоголю, к вредным привычкам (тех, кто выпивает я не беру в команду, чтобы не заражать всех), как относится к моим целям.
У нас экипаж молодой и активный, основному состав примерно до 35 лет. За молодыми будущее! Я беру молодых, чтобы показать, научить, как можно побеждать в море. Я вам скажу так, все любят побеждать! А когда люди доверились, я должен им помочь, дать им возможность заработать и вернуть домой, к семьям.
Но профессиональная команда и высокие результаты промысле — это большая заслуга всех служб “Антея”. Кадровый департамент помогает подбирать высококвалифицированных специалистов, служба добычи вовремя делает заявки на добавление квоты, отправляет наживу. Служба безопасности мореплавания поддерживает, а служба снабжения обеспечивает необходимым снабжением. Отдел охраны труда курирует в части техники безопасности, производственная служба ведёт нас на всём пути, очень помогает на промысле. Важна и координация флота: перегрузы, планирование всех работ. Судомеханическая служба предоставляет запасные части, помогает в решении всех технических вопросов на промысле. Ну и конечно, руководство поддерживает и мотивирует.
Несколько дней назад мы вернулись на берег, наши экипажи встречал Иван Христьянович Михнов. Он мне сказал: “вижу, что вы работаете не только за деньги, но и за процесс, результат”. Для меня и экипажа это очень важно, что мы с руководством мыслим одинаково, что нас поддерживают и мы являемся важным элементом во всей группе компаний “Антей”. Такое тёплое отношение очень мотивирует.
Возвращение домой
Наши семьи — самая большая опора в море, которая даёт силы. С женой делюсь планами, она всегда поддерживает. А вот с детьми разговаривать тяжело, вижу, как быстро они растут и начинаю тосковать. Но по возвращении на берег я абсолютно всё своё время провожу с семьей. День рыбака отметили традиционно с коллегами в “Антее”, а следом с родителями, ведь это наш семейный праздник.

Капитан С. Понкратов с отцом А. Понкартовым. Фото: Фото: Фото предоставлено пресс-службой ГК "Антей"
Пока я был на промысле, жена закончила ремонт в новой квартире, впереди новоселье и большое путешествие с детьми. Мы очень любим отдыхать с палатками по России и, конечно, съездим к морю. Мечтаю отвезти детей в Индонезию, на Бали: это место, где началась наша с супругой история любви.
Я рад, что мы вернулись домой накануне Дня рыбака — впереди много времени, чтобы насладиться общением с близкими и набраться сил к новому промыслу.