На момент окончания школы Валерию Холодилину было 16 лет. Для поступления в военно-морское училище не хватало каких-то трех месяцев. Тогда по совету военкома он написал письмо министру обороны СССР. Огромное желание белорусского паренька служить на море услышали в Москве…
Морские вехи
— Экзамены по физике и математике сдал соответственно на хорошо и отлично, — вспоминает капитан второго ранга в отставке Валерий Холодилин. — А вот диктант написал не очень хорошо. Но в комиссии, видимо, посчитали, что если человек соображает в точных науках, то отличное знание языка для будущего инженера не столь уж важно. В итоге 21 июля 1972 года меня зачислили в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. А 8 сентября принял военную присягу. С этого времени начался мой трудовой стаж, и я начал отмечать свои морские вехи.
В 1977-м после выпуска молодого лейтенанта направили в распоряжение штаба Краснознаменного Тихоокеанского флота во Владивостоке. Его назначили в головной экипаж многоцелевого атомного подводного крейсера К-247.
Служба проходила в разгар "холодной войны". В Советском Союзе все силы были брошены на строительство мощного подводного океанского флота. Стране нужны были хорошо вооруженные, малошумные, с современной акустикой скоростные, лодки.
— Наша субмарина по техническим характеристикам превосходила американские образцы, — акцентирует собеседник. — Рекорды скорости (42 узла в час), глубины погружения (на 1 040 метров) принадлежат СССР.

Валерий Холодилин. Фото: Фото: Фото автора и из личного архива Валерия Холодилина
Экипажу Валерия Холодилина предстояло провести государственные ходовые испытания подводного крейсера, построенного на судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре. Как летчик-испытатель осваивает самолет, так и моряки в течение четырех месяцев проверяли субмарину на предельных скоростях и глубинах. Разгоняли ее на максимальной скорости и мощности реактора, создавали искусственные неисправности. Понимали, что заняты очень нужным делом. Благодаря их стараниям создавалось "Наставление по боевому использованию технических средств" — документ, на основании которого подводники действуют в аварийных и нештатных ситуациях.
— Испытания проходили без выходных, практически без отдыха, — продолжает собеседник. — Нам доводилось и гореть, и тонуть, и вручную опускать ядерный реактор. Пережили даже взрыв главного распределительного щита, когда лодка начала терять глубину — со 100 метров "провалилась" до 250… Иногда в течение суток 20 раз и более подавали сигнал аварийной тревоги. Жили все эти месяцы на лодке. Однажды при разговоре кто-то пожаловался на сложности. Услышав это, мичман Василий Ерёменко заметил: "Ребята, помяните мои слова. Потом будете вспоминать и думать, что для многих из вас это было самым большим делом в жизни". Специфика нашей службы такова: случись что в море, гибнут либо побеждают все, независимо от того, офицер ты или матрос. У тех, кто прошел все эти испытания, остаются флотская закалка и те навыки, которые они приобрели.
Лучший контролёр — жизнь
Капитану второго ранга в отставке как-то попали в руки интересные сведения. Оказалось, что за 10 лет службы он провел под водой шесть лет и восемь месяцев! При этом отмечает: на флоте очень важно четко и строго выполнять свои обязанности. Причем делать это, не боясь ответственности и наказания за допущенные ошибки. Контролера на корабле нет. Лучший контролер — твоя жизнь.
На флоте Валерий Иванович прослужил 25 лет. Все это время его поддерживала супруга Наталья Евгеньевна.

Валерий Холодилин. Фото: Фото: Фото автора и из личного архива Валерия Холодилина
— Женился на четвертом курсе, — продолжает собеседник. — 29 апреля отметили 47 лет совместной жизни. Я бесконечно благодарен своей Наталье за прожитые годы. Наши жены в полной мере испытали все тяготы и лишения офицерской службы. Бывало, за месяц меняли по нескольку квартир. Сейчас трудно представить, как жена с грудным и ребенком чуть постарше с чемоданами и сумками, преодолевая не одну тысячу километров, пересекает всю страну, чтобы попасть к месту службы мужа. Иногда мы вспоминаем нашу нелегкую жизнь на Дальнем Востоке. Приехали туда с двумя огромными чемоданами, где уместилась военная форма, одежда супруги и бытовые вещи. Поразила уникальная природа Приморья с его просторами, необычными растениями, захватывающим подводным миром. Но зимы там суровые — бесснежные, морозные и ветреные. А вот в августе и сентябре особенно красиво, и отдыхать хорошо. Мы купались в море и гуляли по Владику. Здесь я впервые попробовал дальневосточную экзотику — кальмаров, чилимов, ананасы. Не менее прекрасна и Камчатка. Там, к слову, родились наши дети — сын Иван и дочь Александра…
В советские годы примерно каждый третий белорус проходил срочную службу в военно-морском флоте. Валерий Холодилин гордится тем, что его местом службы стал Краснознаменный Тихоокеанский флот.
Самому юному — за 50
Сегодня Валерий Холодилин возглавляет Белорусский союз военных моряков. В организации состоит более 1,4 тысячи человек, в том числе и представители морской пехоты и авиации, члены их семей. Это не только офицеры, но и мичманы, старшины, матросы. Все в разные годы проходили службу в военно-морском флоте и очень гордятся этим. Их объединяют любовь к морю и преданность флотским традициям.

Морские вехи. Фото: Фото: Фото автора и из личного архива Валерия Холодилина
— Белорусские парни отличались высоким уровнем образования и моральной устойчивостью, хорошей подготовленностью в техническом плане, — отмечает собеседник. — Поэтому и были востребованы во флотах Советского Союза. К сожалению, ряды нашей организации не пополняются новыми именами, потому что на море граждане Беларуси сегодня не служат, как раньше. Вот и получается, что самому юному моряку, который принимал военную присягу в СССР и попал на флот, сегодня за пятьдесят.
По традиции военные моряки в последнее воскресенье июля в День Военно-морского флота соберутся у стелы "Минск — город-герой", чтобы вспомнить былые годы и тех, с кем служили.
Игорь ГОЛОД