Негативные последствия деятельности человека, которые отражаются на окружающей среде вроде бы давно известны. Если говорить про загрязнение почвы, то на ум приходят устаревшие мусорные полигоны и неуемное применение удобрений, если про океан — пластик в радужной плёнке, про воздух — "курящиеся" фабрики и заводы. Но оказывается, что люди умудряются "мусорить" даже светом. О том, что такое световое загрязнение и чем оно для нас вредно, расскажет основатель светотехнической компании "Светлый город" Сергей Хританьков.

Сергей Хританьков. Фото: Фото: их личного архива
— Световое загрязнение или засветка неба — это что?
— Это множество переотражений света в нижней части атмосферы, который излучают светильники, в том числе неправильно настроенные. Если вы въезжали в город ночью, то должны были замечать, что сначала появляется большая световая туча, а затем её источники. Эту тучу образует весь искусственный свет: рекламные вывески, горящие окна, фары, подсветка зданий, уличные фонари.
— Как влияет световое загрязнение на нашу жизнь?
— Исследования говорят, что оно не даёт вырабатываться мелатонину, "гормону сна", и вообще из-за него нарушается работа наших биологических часов. Также большой недостаток — отсутствие звёзд, на засвеченном небе их не видно. Достаточно немного отъехать от города — и мы увидим, как их много на самом деле. Это беда для астрономов: обсерватории для изучения неба приходится строить далеко за пределами города.
— Сказывается ли световое загрязнение на жизни животных?
Да. Птицы, например, перестают понимать, где день, где ночь, и, теряя ориентацию, не долетают до гнёзд, врезаются в препятствия и погибают. Для них это более критично, чем для людей. Из карт светового загрязнения видно, что так происходит по всему миру.
Есть множество организаций, работающих в этом направлении, одна из крупнейших — Dark Sky, которая занимается просвещением по проблеме светового загрязнения, выступает за охрану природы.

Тематическое фото. Фото: Фото: ИА PrimaMedia
— Где ситуация с засветкой неба катастрофичная?
— В мегаполисах. Горящих окон и фар, рекламных экранов — всех переотражений слишком много, как за направлением света не следи. И всё же с этим понемногу борются. На западе для освещения имеются государственные стандарты: перед сдачей проект проходит проверку экологами на соответствие этим требованиям, чтобы никакой жучок-паучок не пострадал.
— В нашей стране что-то делается для решения этой проблемы?
— Есть компании с суперэкологичной позицией. Например, Women in lighting (компания из Великобритании, имеет российское отделение, прим. автора) — девушки-светодизайнеры, которые максимально поддерживают тренд на "зелёное". Они — одни из лидеров в этом направлении. Мы, скорее, просто за рациональный подход в работе. Светить в небо просто так — бессмысленно, поэтому мы, делая проект, не тратим деньги людей на лишний свет. Нашим коллегам тоже стоит задумываться над этим. Зачем сознательно портить место, в котором живём?
— Борются ли с засвечиванием неба во Владивостоке?
— Практически все натриевые светильники, жёлтые, что вдоль дорог, поменяли на светодиодные. Причём на круто направленные: в туман хорошо видна их чёткая линия света, он бьёт ровно по дороге. Плюс натриевых ламп — они дешёвые, минус — их лучи направлены и в небо. Ещё у них отвратительный индекс светопередачи: под ними всё становится жёлтым, и зелёная машина, и синяя. Сейчас наиболее простое и доступное решение для нас в борьбе с засвечиванием — переоборудовать все устаревшие натриевые лампы на светодиодные.
— Есть ли в нашем городе локации, где к освещению есть претензии?
— Есть места, где стоят фонари в форме шариков, например, в парке возле стадиона "Динамо". Ими вся площадь утыкана. Использовать шарики не слишком рационально: они только вверх и светят, вниз случайно что-то попадает. Чтобы добиться нормального освещения, их приходится ставить очень часто. На это уходит много электроэнергии, и, следовательно, денег.
Другой пример, недавнее переосвещение Русского моста. Это не просто самый длинный вантовый мост в мире, он ещё и очень высокий (занимает шестое место, прим. автора). Это красиво подчёркивали узколучевые светильники: ночью мост казался просто гигантским. Их поменяли на другие, с широким углом рассеивания. Эффект исчез. Также прожектора сильно слепят водителей, что и некомфортно, и не слишком безопасно. Есть даже такое понятие — индекс слепимости, один из параметров света.
Есть проблемы и с рекламными вывесками. Много led-экранов светят ночью так же, как днём, когда их яркость оправдана: они должны как-то контрастировать среди остального света. А ночью они превращаются в один кошмарный огромный прожектор. Например, на кольце Третьей Рабочей жители давно говорят, что это мешает спать. Норма — 5 люкс в окно. Если больше, можно жаловаться.
Иногда засветка неба — это последнее, о чём можно думать. Например, в порту, где яркий свет — это жизненно необходимо. Хотя инструменты для корректировки есть: можно шторки для прожекторов использовать, придать матовость стеклянным поверхностям. И слепить глаза будет меньше, и небо меньше засветим.
Многим нравятся натриевые светильники, потому что они тёплые, пушистые, уютные. У нас был такой заказчик. Он просил осветить участок у коттеджа натриевыми лампами. Предложили ему светодиодные, рассказали про светопередачу и лишний свет — он настоял на своём и занялся освещением самостоятельно. Вообще обычно не работаем с частными клиентами.

Тематическое фото. Фото: Фото: Мария Бородина, ИА PrimaMedia
— Освещение для красоты, например, рамки на домах, тоже загрязняют небо?
— К проекту с контурной подсветкой стоит относиться как к художественному произведению. Это про брендовость, про узнаваемость города. Рассматривать это с точки зрения логики, утилитарной ценности не надо. В создании архитектурного освещения можно находить компромиссы: так, чтобы и место для творческого высказывания было, и людям сетчатку не выжигать.
— Всё-таки, между экологичностью и красотой что выбираем?
— Предлагаю не смешивать. Когда говорим про архитектурное освещение, забываем про засвечивание. Либо мы живём в деревне в потёмках, либо в городе, где мы любим гулять, которым нам нравится любоваться.
— В сравнении с другими городами у нас ситуация хуже или лучше?
— Проблема наблюдается по всей стране. В больших городах всё действительно плохо. Во Владивостоке достаточно просто подсветить, чтобы сделать объект заметным. В Москве это нужно делать обязательно с цветовым акцентом и с переливами — по-другому выделиться среди остального света не получится. Поэтому ещё 10 лет назад там поднимали верхнюю границу нормы освещения. У нас тоже иногда приходится идти на это. Наш проект на Патрокле делали с учётом всех последних технологий. Но количество света на один квадратный метр в этом жилом комплексе чуть больше нормы. Почему? Потому что у соседнего дома больше. Пришлось сделать также, но не выше. Иначе следующий застройщик ещё поднимет уровень освещения — начнётся никому не нужная гонка. Также свет обычно обустраивают не светодизайнеры, а проектировщики, которые запросто допускают превышения. Для заказчика это даже плюс: "У нас ярче будет, здорово же?"
— Что нам мешает разобраться со световым загрязнением прямо сейчас?
— Отсутствие общественного отклика. Я думаю, что инициатива должна идти снизу вверх, а не наоборот. Когда люди перестанут откладывать деньги на стоматологов или когда без вопросов смогут отправить ребёнка в частную школу, тогда и начнут обращать внимание на более глобальные проблемы, а не только на свои частные.
Им захочется вложиться в рост уже общего уровня жизни. Закроем свои базовые потребности и сможем думать не только о себе, но и жучках с уточками.
— Почему разобраться с проблемой сверху не получится?
— Решать вопрос на государственном уровне — значит начать ругать тех, у кого нет средств на модный и правильный светильник. Запрещать какому-нибудь селу или маленькому городу ставить натриевые лампы, которые они только и могут себе позволить — это бесчеловечно.
— Когда-нибудь будет так, что все смогут поддерживать тренды?
— Конечно, будет. Сейчас пусть светят так, как позволяют их возможности. Накопят денег — светильники поменяют. Неправильно навязывать идею экологичности тем, кто не может её поддерживать. Когда смогут, уверен, тогда они озаботятся засветкой, повысят стоимость своего жилья за счёт экологичности, и это станет их конкурентным преимуществом. Это хороший стимул для роста. И всё равно это проблема, которую не решить полностью. Нам нравится гулять по красивому ночному городу, получать удовольствие от его видов, сидеть в кафе с горящими вывесками. Мы можем частично исправить ситуацию. Тогда и птичка долетит до места, и звезды мы увидим. И парень не повезёт девушку загород, чтобы сделать ей предложение под звёздным небом, ведь оно будет прямо над центральной площадью.