Польза и вред. Сметана
14:20
Закон о праздниках и памятных датах Камчатского края: что и когда празднуем
11:00
Камчатка 3 июля: исследования Лангсдорфа и ледокол "Красин"
08:50
Камчатка 2 июля: несостоявшаяся война с Японией
2 июля, 08:50
Польза и вред. Черешня
1 июля, 14:20
Камчатка 1 июля: День образования края и первый маяк
1 июля, 08:50
Камчатка 30 июня: рапорт Аркадия Голенищева и дело Забело
30 июня, 08:50
Вахта Победы: Первый парад Победы после войны и начало демобилизации красноармейцев
29 июня, 21:00
Польза и вред. Квас
29 июня, 14:20
Последние залпы Второй мировой — история Камчатки в газетных публикациях
29 июня, 11:00
Камчатка 29 июня: пакетбот "Святой Петр" и новый начальник Петропавловска
29 июня, 08:50
Камчатка 28 июня: день рождения краеведа и открытие мелькомбината
28 июня, 08:50
Польза и вред. Малина
27 июня, 14:20
На французской стороне, на чужой планете: странные и смешные традиции студентов мира
27 июня, 11:55
Камчатка 27 июня: извержение Авачи и экспедиция английского правительства
27 июня, 08:50

100 лет назад этот фильм растерзали критики, теперь он классика — загадки “Аэлиты”

Тематическое фото Скриншот из фильма "Аэлита" (0+)
Тематическое фото
Фото: Скриншот из фильма "Аэлита" (0+)
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

В феврале 1924 года в газете “Кино-Газета” (18+) появилось загадочное объявление: “АНТА… ОДЭЛИ… УТА…”. Этот ребус стал объектом интереса для многих читателей, которые пытались разгадать его значение. Через несколько месяцев, газета подняла новую интригу, сообщив о странных сигналах, которые начали получать радиостанции по всему миру. Это добавило загадочности первоначальному ребусу.

И только спустя полгода, 19 сентября, газета “Правда” (18+) перепечатала загадочные буквы: “Анта… одЭЛИ… уТА”. Это стало ключом к разгадке. 24 сентября было объявлено о премьерном показе фантастического фильма “Аэлита” (0+) в кинотеатре “Арс”. Фильм был основан на романе Алексея Толстого о путешествии землян на Марс и стал значимым событием в мировой кинофантастике.

Роман описывает захватывающее путешествие исследователей с Земли на Марс, где они обнаруживают развитую цивилизацию гуманоидов. В центре сюжета находится история любви между дочерью главы Высшего совета Марса, Аэлитой, и земным инженером. Однако роман также акцентирует внимание на социально-политических аспектах, так как появление землян становится катализатором социального взрыва на Марсе.

Марсианские декорации, выполненные в духе конструктивизма, стали значимой частью фильма. Их созданием занимался Виктор Симов, в то время как фантастические костюмы разрабатывались Исааком Рабиновичем, Александрой Экстер и Надеждой Ламановой.

Режиссер Яков Протазанов, начиная свой рассказ в Петрограде в 1921 году, создал образ города, еще только оправляющегося после Гражданской войны. Загадочный радиосигнал “АНТА… ОДЭЛИ… УТА…”, принятый инженерами Лосем и Спиридоновым, открывает им воображаемые картины марсианской цивилизации и становится отправной точкой для приключения на новой планете.

В процессе работы над фильмом Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко и Юрий Меркулов, организаторы первой в СССР экспериментальной мастерской по мультипликации при Государственном техникуме кинематографии, предложили режиссеру Якову Протазанову добавить в картину мультипликационные эпизоды. Однако Протазанов отказался от этой идеи. Позднее созданные ими эскизы были использованы для создания отдельного научно-фантастического мультфильма под названием “Межпланетная революция” (6+).

Фильм “Аэлита” стал настоящим новаторским произведением. В течение месяца после премьеры он пользовался огромной популярностью и собирал аншлаги в кинотеатре “Арс”. После московской премьеры 28 октября, фильм был показан в Ленинграде, а в ноябре вышел на экраны в Ижевске и Казани.

Несмотря на успешный старт, фильм постепенно начал терять зрителей после 10 недель проката. Одна из причин, предполагаемых исследователями киноиндустрии, связана с тем, что длинное кино разбили на две части, что могло снизить интерес зрителей.

В октябре 1924 года состоялся диспут о фильме в кинокомиссии ГАХНа, где был представлен вступительный доклад В. К. Туркина. Затем, 3 декабря на заседании комиссии ЦК ВКП(б) по политическому руководству киноорганизациями компании “Межрабпом-Русь” было отказано в ходатайстве о вывозе фильма “Аэлита” за границу для демонстрации.

Таким образом, фильм, первый в своем роде о настоящих космических приключениях, остался незамеченным для зарубежной киноиндустрии. Спустя годы американский писатель-фантаст Фредерик Пол отметил: “Аэлита”, несмотря на свои недостатки, является одним из лучших научно-фантастических фильмов эпохи немого кино. Однако только через полвека с появлением фильма “Солярис” (12+) советское кино смогло предложить нечто столь же впечатляющее.

По материалам АиФ (18+).

4570124.pngЭтот фильм вышел 51 год назад и долго был под запретом — чем не угодил актёр Олег Видов

На экраны “Всадник без головы” вернулся только после распада СССР




229133
67
150