В современном обществе нарциссизм проявляется в разных формах, и многие художественные произведения отражают этот феномен. Психоаналитически ориентированный психолог, журналист, сценарист Юлия Новоселова рассмотрела основные типы нарциссизма через призму популярных фильмов.
Общественный нарциссизм в "Сладкой жизни" (16+) (1960)
В фильме Федерико Феллини "Сладкая жизнь" показан типичный представитель общественного нарциссизма — Марчелло. Он живет в мире, где после войны царит светская суета и отсутствие глубоких ценностей. Несмотря на страдания своей возлюбленной Эммы, он остается равнодушным к ее переживаниям, погружаясь в мир желтой прессы и собственных амбиций. Феллини ярко демонстрирует, как комфорт и экономический рост не приносят истинного счастья.
Патологический нарциссизм в "Круэлле" (12+) (2021)
Персонаж Эстеллы из "Круэллы" олицетворяет патологический нарциссизм. Травмы детства и жестокое обращение окружающих трансформируют её в эгоистичную и безжалостную Круэллу. Внутри неё борются талантливая Эстелла и циничная злодейка, что иллюстрирует распад личности, стремящейся к вершине любой ценой, передает портал psychologies.ru (18+).
Деструктивный нарциссизм в "Исчезнувшей" (18+) (2014)
Фильм Дэвида Финчера "Исчезнувшая" показывает, как деструктивный нарциссизм формируется под давлением ожиданий родителей. Эмми Дан, впитавшая идеализированное представление о себе, чувствует себя фальшивой, когда столкновение с реальностью подрывает её самооценку. Её план мести мужу — это результат глубокого внутреннего кризиса и стремления вернуть утраченное "я".

Психологи раскрыли, как наконец-то "залезть в голову" к своему партнеру
Нарциссическая перверсия в "Стыде" (18+) (2011)
Фильм Стива МакКуина "Стыд" рассказывает о Брэндоне, сексуально зависимом человеке, который пытается заполнить внутреннюю пустоту через физические связи. Однако его неспособность открыться и установить эмоциональную близость приводит к разрушению. Французский психоаналитик Поль-Клод Ракамье описывал нарциссическую перверсию как способ психической защиты от внутренних конфликтов, при котором человек повышает свою значимость за счет окружающих. Брэндон становится символом этого подхода — его единственная попытка наладить чувственную связь оборачивается провалом, что свидетельствует о его эмоциональной импотенции.
Нарциссическое расширение матери в "Черном Лебеде" (16+) (2010)
В фильме Даррена Аронофски "Черный Лебедь" исследуется влияние нарциссических родителей на детей. Героиня Эрика Сейерс, балерина, ждет от своей дочери реализации собственных несбывшихся амбиций. Эта динамика создает токсичную среду, где Нина, дочь, теряется между потребностями матери и своими собственными желаниями. В конечном итоге, Нине предстоит столкнуться с противоречиями внутри себя, символизируемыми белым и черным лебедем. Этот внутренний конфликт между нарциссизмом жизни и нарциссизмом смерти приводит к трагическим последствиям.
Здоровый нарциссизм в "Большой игре" (18+) (2017)
Фильм Аарона Соркина "Большая игра" предлагает захватывающую историю Молли Блум, которая иллюстрирует, как здоровый нарциссизм может быть двигателем карьерного роста и достижений. В 12 лет Молли, талантливая лыжница и отличница, переживает серьезную операцию, угрожающую её спортивной карьере, но вскоре возвращается на склон. К 24 годам она достигает впечатляющих успехов, хотя затем ломает позвоночник.
Несмотря на тяжёлые испытания, её стремление к успеху, власти и богатству превращает Молли в "принцессу покера" — загадочную фигуру, управляющую миром азартных игр для богатых и знаменитых. На финале истории Молли обращается к своему авторитарному отцу-психологу, раскрывая цену, которую она заплатила за свою исключительность и достижения, что сделали её путь ещё более трагичным и поучительным.