ВЛАДИВОСТОК, 2 августа, PrimaMedia. Энергетика, рыболовство, туризм - данные направления считаются наиболее перспективными в сотрудничестве между Сахалинской областью и Японией.
Как сообщил на заседании «Сахалинского форума - 2006» начальник отдела инвестиций и анализа внешнеэкономической деятельности областного комитета экономики Сергей Алексеенко, во внешнеторговом обороте Сахалинской области Япония давно и прочно занимает первое место. За прошлый год его объем увеличился в 1,9 раза и составил 1,5 млрд. долларов США. В 2006 г. ожидается дальнейшее увеличение внешнеторгового оборота.
В последнее время растет активность Японии в инвестиционном сотрудничестве с областью. Инвестиционные вложения компаний соседней страны в прошлом году выросли более чем в 2 раза. При этом объемы инвестиций не соответствуют имеющемуся экономическому потенциалу обоих регионов, поэтому необходимо развивать сотрудничество в этом направлении. Например, вкладывать инвестиции в реализацию областной целевой программы массового жилищного строительства, в частности, в развитие производства строительных материалов (строительство цементного завода и др.).
Как отметил Алексеенко, ведущие японские компании могут и должны участвовать в освоении шельфовых богатств Сахалина, вкладывать инвестиции в строительство на его территории современного нефтеперерабатывающего завода, газохимических производств (переработка нефти и газа должна осуществляться в области).
С японскими компаниями обсуждаются проекты, связанные с добычей и поставкой на японский рынок энергетических и каменных углей для электростанций Японии, и диалог в этом направлении продолжится.
Другую перспективу сахалинские власти связывают со строительством на острове парогазовой электростанции мощностью 4 ГВт и поставкой вырабатываемой электроэнергии на Хоккайдо. С российской стороны проектом занимается РАО «ЕЭС России», с японской - компания «Сумитомо».
В рамках реализации проекта создания транспортно-энергетических мостовых переходов между материковой частью России и Сахалином, между Сахалином и Хоккайдо предусматривается строительство транспортного перехода, кабельной системы и трубопроводных нитей в едином комплексе. Ориентировочная стоимость проекта составляет около 15 млрд. долларов США. Объем грузооборота по транспортной ветке оценивается в 20 млн. т в год.
По словам Алексеенко, нужна совместная деятельность на территории Южных Курил по созданию рыбоводных заводов, разведению ценных видов морских беспозвоночных, на Курилах - по биофармацевтическому производству. В данных проектах японская сторона рассматривается в первую очередь как поставщик новых и эффективных технологий, особенно в сфере воспроизводства лососевых.
Перспективным направлением сотрудничества сахалинская сторона также считает создание совместных предприятий по заготовке и переработке морской капусты и ее поставке на японский рынок.
Что касается развития туристической инфраструктуры, то в течение нескольких последних лет наибольший интерес Сахалинская область вызывает у туристов из Японии - до 90 % от общего числа въезжающих. С. Алексеенко пригласил гостей к сотрудничеству в таких проектах, как воссоздание традиционных стойбищ коренных народностей Сахалина. Создание рекреационного центра на побережье залива Анива, бальнеологических комплексов на Курильских островах и др.
В ответном докладе японская сторона изложила свое видение реализации на территории области проектов «Сахалин», в частности, «Сахалин-2». По мнению научного сотрудника института глобальных вопросов мира Масахиро Ацуми, российское правительство должно осознавать, что эффективно осваивать энергоресурсы на территории РФ можно только с помощью западных компаний. На Сахалине, где есть возможность одновременно осуществлять несколько проектов, правительство РФ должно быть «регулировщиком движения», обеспечивающим эффективность реализации проектов, и вместе с их участниками развивать экономику региона.
РИА «Сахалин-Курилы»