T2 объявляет понедельник днем подарков
12 мая, 09:00
Вахта Победы: Подписание акта о капитуляции и Великая Победа
11 мая, 22:00
"Аудитория в Приморье тяготеет к контенту с элементами мистики и необычного"
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Сахалин дает деньги в заем Родине
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Наступил великий день победы над Германией!
11 мая, 09:00
Дальний Восток 11 мая. Начало вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол
11 мая, 07:00
СК России займётся ситуацией с разрушенной дорогой в Приморье
10 мая, 21:27
Подвиг "Таганрога": как танкер владивостокской нефтебазы спас город от катастрофы
10 мая, 19:04
Всеобщая конфедерация профсоюзов призвала сохранять и передавать новым поколениям правду о Великой Победе
10 мая, 18:16
Клещи атакуют: более 1200 человек пострадали в Приморье с начала сезона
10 мая, 18:11
Фонд ВВН Владимира Николаева оказал беспрецедентную поддержку движению "За Россию"
10 мая, 17:49
В Приморье грузовой поезд насмерть сбил молодого мужчину
10 мая, 15:08
Получил семь ранений: Ольга Зотова о судьбе и творчестве художника-приморца Кирилла Шебеко
10 мая, 14:37
Вместо автобуса — самолёт: Суйфэньхэ хочет наладить перелёты во Владивосток
10 мая, 13:40
Ветеранов Великой Отечественной чествовали в Адмиральском сквере Владивостока
10 мая, 13:05

Это не палочкой во рту поводить: логопед из Приморья о шепелявости, мультиках и букве "Р"

Валерия Герасимова рассказала о стереотипах профессии, причинах нарушения речи и о том, как с этим бороться
13 апреля, 13:05 Общество
Валерия Герасимова Из личного архива Валерии
Валерия Герасимова
Фото: Из личного архива Валерии
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

В мире, где общение играет ключевую роль в нашей жизни, логопеды становятся незаметными героями, помогающими преодолевать языковые барьеры и восстанавливать уверенность в себе. Почему некоторые "рисуют" языком немыслимые фигуры, а кто-то не может? Можно ли исправить шепелявость после 20 лет и к кому обращаться с заиканием? На эти и многие другие вопросы ответила молодой логопед Валерия Герасимова в интервью ИА PrimaMedia.

— Валерия, как вы решили стать логопедом?

— Изначально я хотела связать свою жизнь с наукой и быть ученым. Поступила в 2016 году в Школу биомедицины в ДВФУ, но вскоре разочаровалась в выбранной специальности. Я мечтала стать пищевым химиком и исследовать продукты, но вместо этого мы больше готовили, что меня и разочаровало. 

Однажды подруга рассказала о специальности логопеда, и у меня вдруг щелкнуло в голове — это же мое! Так вышло, что в 11 лет я стала "мамой" для своего племянника, поскольку моя сестра столкнулась с зависимостями. В тот период я поняла, что обладаю большой эмпатией и понимаю детей. 

Когда я узнала о логопедии, то решила изменить свою специальность. Сначала мне сказали, что это невозможно, но я нашла вдохновение в лекциях Македонской Ольги Алексеевны — преподавателя ДВФУ. Подошла к ней и спросила, что нужно сделать, чтобы стать логопедом. Она дала мне список необходимой литературы, и я прошла курсы переподготовки. После этого поступила в магистратуру и стала логопедом-дефектологом. Теперь работаю в этой сфере и чувствую, что нашла свое призвание!

— Поделитесь своим первым опытом трудоустройства. Было ли это связано с той специальностью, на которую учились?

— В 2020 году я работала администратором в образовательном центре, пока проходила курсы переподготовки. В магистратуре стала искать работу с детьми, чтобы найти целевую аудиторию для дипломной работы. Предложили устроиться в "Реацентр", специализирующемся на детях с тяжелыми нарушениями речи и коммуникации. Я не думала, что меня возьмут так быстро на работу логопедом-дефектологом, но зато нашла свою целевую аудиторию для исследования — детей с расстройствами аутистического спектра.

— А что за исследование?

— Моя исследовательская работа акцентировалась на развитии смыслового уровня организации речи у детей с расстройствами аутистического спектра. Я изучала способы развития правого полушария их мозга, отвечающего за целостное восприятие. Обычно дети с аутизмом видят мир фрагментарно, обращая внимание на детали, в то время как моя цель заключалась в том, чтобы помочь им видеть общую картину.

Я использовала различные экспериментальные методы, включая мультфильмы и диагностические тетради, чтобы развивать их способности к восприятию и пониманию эмоций. Результаты были положительными примерно у 70% участников. Большинство из них полностью поняли задание, улучшился мыслительный уровень. 

— Какой у вас опыт работы логопедом и с какими трудностями сталкивались за это время? 

— Работаю логопедом уже три с половиной года в реабилитационном центре. Недавно открыла собственный кабинет, поскольку чувствую, что уже созрела для этого и получила необходимый опыт. Работа в "Реацентре" сложна из-за категории детей с множественными нарушениями речи, включая расстройства аутистического спектра и интеллектуальные нарушения. Особенно трудно находить подход к таким деткам, которые боятся новых действий и не хотят взаимодействовать. Им нравятся простые занятия, и вовлечь их в образовательные процессы — настоящая задача. С детьми, у которых есть речь, работать намного легче. 

5197510.jpg"Вы хотите ребенка без привода к психиатру или счастливого ребенка?" — психолог

Виолетта Гавриличева — о работе с трудными подростками, детской депрессии и "иллюзии" социальных сетей

— Чем все-таки занимается логопед? Для кого-то это выглядит как игра палочкой во рту…

— Логопед занимается развитием экспрессивной и импрессивной речи. Экспрессивная речь — это то, что мы говорим, а импрессивная — то, что мы воспринимаем. Логопед не только ставит звуки, но и обогащает лексико-грамматический строй речи, помогает неговорящим детям начать говорить и выявляет причины основных трудностей. Если логопед также является дефектологом, то он развивает подражательную деятельность у детей с особенностями, ведь без нее невозможно освоить речь. Мы учимся говорить, подражая, как обезьянки. Так что логопед — это гораздо больше, чем просто работа со звуками.

— Какие качества необходимы, чтобы стать хорошим логопедом?

— Постоянное стремление к обучению и быстрая реакция — ключевые качества. Работа требует способности быстро адаптироваться к изменяющимся условиям: ты подготовил занятие, а ребенок говорит, что не хочет участвовать. В такие моменты необходимо мгновенно придумать альтернативные игры или задания, чтобы сделать занятие продуктивным. Это постоянный творческий процесс, требующий креативного мышления. Важно также понимать чувства детей и причины их эмоций. Проявление сочувствия и доброжелательности помогает создать доверительную атмосферу. Дети могут бояться ошибиться или не понимать, что от них хотят, поэтому важно быть располагающим и поддерживающим.

— Какие факторы влияют на развитие речи у ребенка?

— Если мы говорим о неговорящих детях, важно понимать, что на развитие речи влияет множество факторов. Это и социальное окружение, и сенсорное развитие, и моторные навыки. Например, если у ребенка снижено понимание речи, он может не слышать или не различать звуки, даже если физически слух в порядке. Это может быть связано со слуховой агнозией: ребенок не сможет отличить звук коровы от звука машины. Также влияет быстрое произношение — дети просто не понимают, что от них хотят. Нарушения подражательной деятельности и коммуникации, особенно у детей с аутистическим спектром, также могут приводить к задержке речевого развития. Снижение когнитивных способностей и проблемы с праксисом. Например, диспраксия, может мешать ребенку правильно артикулировать звуки. Моторная неловкость часто наблюдается у таких детей и также влияет на их речевое развитие. Важно учитывать все эти аспекты.

— Так много причин... Как тогда правильно выявить конкретную?

— Для этого необходимо пройти диагностику у логопеда. Это часовой процесс, включающий тесты на речевые и неречевые навыки, артикуляционную моторику, чтобы оценить, как ребенок управляет своим языком. Также важно наблюдать, как он взаимодействует со взрослыми в игре и справляется с невербальными заданиями, такими как сортировка по цветам. Каждый возраст имеет свои тесты, и родителям бывает сложно самостоятельно определить задержки в развитии. Если есть подозрения на задержку, то стоит обратиться к специалисту, чтобы выяснить, соответствует ли развитие ребенка его возрасту или ему нужны дополнительные занятия и поддержка.

— С чем может быть связано нарушение речи?

— Это сложный вопрос. Причины до конца не выяснены. В учебниках по речевым нарушениям часто упоминается гипоксия или асфиксия при родах, что, действительно, может повлиять на мозговые функции. Однако, даже если у ребенка была гипоксия, это не всегда означает, что будут проблемы. Если речь не идет о генетических факторах, как при синдроме Дауна, то сложно понять, что именно повлияло на развитие моторных или речевых нарушений. Мы можем определить, какая зона мозга нарушена, но причины этого остаются неясными. 

5162708.jpgБесплодие "бушует", спрос на ЭКО растёт — главный репродуктолог Приморья

Об угрозах для женщин после 35 лет, отложенном материнстве и многих других нюансах — в интервью с экспертом

— Как определить, что ребенку нужна помощь логопеда? Или, наоборот, не нужна. 

— В возрасте 2-2,6 лет речь ребенка активно развивается: от простых фраз из 2-3 слов до более развернутых предложений. Малыш использует короткие фразы, но часто допускает грамматические ошибки. На этом этапе предложения представляют собой смысловые конструкции, запоминаемые детьми, например, "Дай пить" и "Идем гулять".

С 2,6 до 3 лет появляются сложные предложения с союзами и первые попытки монолога. Ребенок начинает составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам.

К трём годам ребенок использует все части речи, включая наречия, числительные, местоимения и предлоги. Он знает названия частей тела и их функции, а также различает людей по полу и возрасту. Дети также способны объяснять причинно-следственные связи.

В возрасте 4-5 лет произношение улучшается, дети уверенно выговаривают сложные слова и почти все звуки. Их речь становится связной, они могут описывать предметы и поддерживать диалог.

— На ваш взгляд, участились ли проблемы с развитием речи у детей за последние годы?

— Я думаю, да. Стало больше детей с диспраксией — нарушениями произвольных движений. У них возникают проблемы с пальцами, артикуляцией, речь становится "смазанной", а слоговая структура нарушается. Длинные слова, такие как "мотоциклист" или "велосипедист", даются им с трудом даже в 5-6 лет.

На мой взгляд, это может быть связано с тем, что после пандемии мамы стали опасаться отпускать детей играть на площадках, ограничивая этим их физическое развитие. Если не развивать моторику и целенаправленные движения, то это может негативно сказаться на речи. Гаджеты также влияют на речь. Мультики, сами по себе, не вредны, но важно обсуждать их с детьми. Если мы просто поглощаем информацию, не перерабатывая ее вербально, то у детей возникают трудности с формулированием мыслей. Например, они могут не понимать вопрос о том, как прошел их день. Родителям вообще стоит чаще задавать вопросы своим детям и обсуждать события дня. Это поможет развить навыки общения и улучшить связанную речь.

— А какие нарушения чаще всего встречаются?

— Моторная алалия, когда ребенку сложно усвоить грамматические нормы языка, артикуляционная диспраксия и дизартрия. Однако, выделить какое-то одно нарушение сложно, так как каждый специалист сталкивается с разными случаями. 

— С проблемой заикания тоже обращаться к логопеду?

— Диагностикой и лечением заикания занимается логопед-дефектолог. В зависимости от причины заикания может понадобиться помощь невролога или психолога. Обычно, требуется комплексная работа. 

4934740.jpg"Показалось, что он тот самый" — профессор Кравцова о любви, сексе, детях и психосоматике

Почему воспитанным людям пора к психологу, как на детей влияют сказки про Деда Мороза и почему отношения "не клеятся"

— К вам приходят дети разных возрастов. Сколько лет самым маленьким и самым взрослым?

— Я принимаю детей на диагностику с двух лет. Возрастной диапазон широкий: у меня были случаи даже с 16-летними подростками. Также занимаюсь со школьниками с нарушениями письменной речи. Иногда работаю со взрослыми, которые хотят исправить звук. В любом возрасте возможно улучшение речи, если есть желание.

— То есть нет такого, что после 20 лет ничего нельзя исправить?

— Нет, но изменить привычный способ речи, действительно, сложно. Особенно, если ты говорил неправильно много лет. Я могу помочь с правильным произношением, но контроль и внедрение нового звука в речь — задача человека. С детьми проще: игры помогают быстрее освоить навыки. Взрослым же нужно больше усилий для контроля. Поэтому, если есть возможность, лучше отвести ребенка к логопеду как можно раньше, чтобы избежать дальнейших трудностей.

— Правда ли, что шепелявость может исправить только подрезание языка?

— Нет, кто такое сказал? Короткая уздечка может вызвать шепелявость, но этот термин некрасиво звучит — правильно называть его сигматизмом шипящих. Если уздечка короткая, то поднять язык для звука "Ш" трудно. Однако, если язык легко дотягивается до верхней губы, значит, проблема не в уздечке. У меня есть дети, которые не могут сформировать нужное положение губ для шипящих. Это может быть связано с нарушением тонуса языка.

— Кстати, насчет языка. Я помню, как в детстве ребята хвастались, что могут делать звездочку, бантик или трубочку, а у меня это никогда не получалось. Это нормально, что у кого-то язык гибкий и может делать разные трюки, а у кого-то нет?

— Абсолютно нормально. Звездочка, трубочка и остальные странные фигуры не нужны для произношения. У каждого свои возможности, но главное — уметь пользоваться языком для общения.

— Расскажите, как проходит ваше занятие с ребенком. 

— Каждое занятие адаптируется под конкретного ребенка. Если он, например, не выговаривает звуки "Р" и "С", но "С" уже удалось поставить изолированно, то мы начинаем с артикуляционных упражнений для постановки "Р", затем переходим к автоматизации уже освоенного звука. Автоматизация проходит на разных уровнях: слоги, слова, фразы и предложения. Важно отметить, что подход должен быть индивидуальным, так как нарушения и дети разные.

Из личного архива Валерии

Валерия Герасимова. Фото: Из личного архива Валерии

— Сколько времени потребуется для того, чтобы увидеть результаты в улучшении речи?

— Все зависит от особенностей. Например, при аутистическом спектре процесс может длиться очень долго. Если говорить о нарушении звука "Р" у обычного ребенка, то это может занять от трех занятий до полугода. Я редко даю родителям конкретные сроки, так как предсказать результат сложно. Даже после постановки звука нельзя точно сказать, сколько времени потребуется на дальнейшую работу — все дети разные.

— Родители приходили с недовольством, мол, ребенок уже столько ходит, а результата нет?

— Было такое. Мама ребенка думала, что мы сможем поставить звук "Р" за пару занятий, и я правда понадеялась, что это возможно, девочка была способной и замотивированной. Но порой три занятия — это недостаточно, даже при желании обеих сторон. Я объясняю родителям, что успех зависит не только от меня, но и от работы дома, поэтому предоставляю задания для домашних тренировок.

— Есть мнение, что работодатели ждут молодого специалиста с 20-летним опытом работы, сталкивались ли вы с таким?

— Логопедия — относительно молодая наука, и в работе с детьми важно, чтобы специалист был энергичным, компетентным и готовым к взаимодействию. Я не сталкивалась с проблемами трудоустройства в этой сфере: специалистов охотно берут на работу. У меня много знакомых логопедов, и их активно приглашают, так как существует большая нехватка квалифицированных кадров.

— Различается ли подход к работе у молодых логопедов и более зрелых?

— Логопедия — это сложная и постоянно меняющаяся область. Отсутствие единого подхода к логопедическим заключениям создает путаницу. Новая школа радикально отличается, и появляются лидеры мнений, которые вводят новые термины и определения. 

Если просто следовать шаблонам, то можно прийти к неправильным выводам. Для меня важно, чтобы заключение отражало реальное состояние ребенка, а не основывалось на стереотипах. К счастью, большинство специалистов в нашей области стремятся к постоянному обучению и развитию, что делает работу логопедов особенно ценной.

— А что насчет заработной платы? В начале карьеры обычно она совсем небольшая. Как это было у вас, и хватает ли ее на данный момент?

— Я не сталкивалась с проблемами по зарплате: молодым специалистам платят так же, как и опытным. Стартовые позиции несколько лет назад начинались от 30 тысяч рублей, но я не искала подработку, так как полностью посвятила себя логопедии. Со временем зарплата кратно выросла. У логопедов довольно хорошие доходы даже в госучреждениях. Также работу можно совмещать с частными занятиями.

— Какой совет можете дать молодым людям, которые хотят стать логопедами?

— Главное — следовать своей мечте и развиваться в этом направлении. Вокруг много информации, просто берите ее. Если занимаетесь тем, что вам нравится, все двери будут открыты. 

223121
43
37