T2 объявляет понедельник днем подарков
12 мая, 09:00
Вахта Победы: Подписание акта о капитуляции и Великая Победа
11 мая, 22:00
"Аудитория в Приморье тяготеет к контенту с элементами мистики и необычного"
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Сахалин дает деньги в заем Родине
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Наступил великий день победы над Германией!
11 мая, 09:00
Дальний Восток 11 мая. Начало вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол
11 мая, 07:00
СК России займётся ситуацией с разрушенной дорогой в Приморье
10 мая, 21:27
Подвиг "Таганрога": как танкер владивостокской нефтебазы спас город от катастрофы
10 мая, 19:04
Всеобщая конфедерация профсоюзов призвала сохранять и передавать новым поколениям правду о Великой Победе
10 мая, 18:16
Клещи атакуют: более 1200 человек пострадали в Приморье с начала сезона
10 мая, 18:11
Фонд ВВН Владимира Николаева оказал беспрецедентную поддержку движению "За Россию"
10 мая, 17:49
В Приморье грузовой поезд насмерть сбил молодого мужчину
10 мая, 15:08
Получил семь ранений: Ольга Зотова о судьбе и творчестве художника-приморца Кирилла Шебеко
10 мая, 14:37
Вместо автобуса — самолёт: Суйфэньхэ хочет наладить перелёты во Владивосток
10 мая, 13:40
Ветеранов Великой Отечественной чествовали в Адмиральском сквере Владивостока
10 мая, 13:05

Оловянные солдатики на пуантах: закулисье балета показали ИА PrimaMedia

Как живёт и растит будущих звёзд филиал МГАХ на Русском острове во Владивостоке
Юные балерины исполнили танец маленьких лебедей для ИА PrimaMedia Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia.ru
Юные балерины исполнили танец маленьких лебедей для ИА PrimaMedia
Фото: Дмитрий Осипчук, ИА PrimaMedia.ru
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Классический балет десятилетия напролёт остаётся гордостью России — живым воплощением её культурного наследия, утончённости и стремления к совершенству. Чтобы стать мастером в этом изысканном искусстве, недостаточно одной врождённой грации, тонкой талии и гибкости тела. Здесь требуются выдержка, амбиции и стойкость настоящего оловянного солдатика. На сегодняшний день в филиале МГАХ (Московской государственной академии хореографии) на Русском острове во Владивостоке обучаются 66 человек. В этом году у учащихся важный рубеж — первый выпуск. Кто-то выберет путь сценического артиста, кто-то же решит стать педагогом, передавая свои знания и опыт будущим поколениям. Специально для ИА PrimaMedia заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Ульяницкая провела экскурсию по закулисьям, открыв двери в самые потаённые уголки. Представителям СМИ показали, как рождается сценическая магия, как проходят репетиции, какие усилия прикладывают ученики и педагоги, чтобы каждый танец был безупречным. 

Большой культурно-образовательный комплекс, созданный по поручению президента РФ Владимира Путина, продуман до мелочей. История Академии началась ещё в 2019 году. Официально филиал МГАХ во Владивостоке открыл свои двери 1 сентября 2023 года. До этого педагоги и ученики ютились в комплексе Школы для одарённых детей им. Дубинина — в здании, не соответствующем масштабу и задачам учреждения. 

Эстетика этого места начинается с самого первого звука — учебного звонка. Вместо привычного звона в ушах здесь звучат первые аккорды военной песни "Катюша" (6+) в преддверии Дня Победы. Забавы — забавами, а дисциплина превыше всего. 

Ногу на повышение, спиной не "играем"

1 / 6

Экскурсия началась прямо с репетиции в учебном театре. Пока учащиеся филигранно оттачивали движения на сцене, представители СМИ наблюдали за этим процессом с восхищением — в полной тишине, будто боясь нарушить хрупкое волшебство, которое рождалось прямо на их глазах. Каждое па, каждый взгляд, каждая линия тела — всё было наполнено точностью и чувством, рождая магию, доступную лишь тем, кто знает цену ежедневному труду за кулисами. К слову, именно туда отправились представители СМИ. В место, где балет "оживает" ещё до выхода на публику. Артистическая, где девочки могут переодеться, принять душ, освежиться, гримёрная сразу с несколькими зеркальными столами. Как рассказали на экскурсии, учащиеся делают сценический макияж самостоятельно, опираясь на знания, полученные от профессионалов в рамках дистанционных занятий. Найти хорошего гримера — не так-то просто, приходится выкручиваться. Следом шла костюмерная с пышными и не очень платьями. Каждая дверь открывала маленький мир искусства.

Особое внимание представители СМИ уделили швейной мастерской, где работа над пошивом сценических костюмов только начинается. Создание одного наряда может занять несколько месяцев — настолько тонка и кропотлива эта работа. Большая часть всех манипуляций, а именно 80% — это ручной труд.

Костюм в балете — не просто одежда, а часть образа, инструмент артиста. Он подчёркивает движения, ловит свет, приковывает взгляд зрителя. Лучшие образцы украшаются настоящими кристаллами Swarovski, превращаясь в произведения искусства. Стоимость таких нарядов может доходить до 50 миллионов рублей.

После прогулки по закулисью театра, PrimaMedia оказалась в другой важной части академии, на территории балетных залов. Именно здесь начинается каждодневная работа над собой, формирование характера, дисциплины и стиля будущих артистов. В отражениях трёхметровых зеркал не только отточенные движения, но и первые успехи, старания, мечты. Гости смогли заглянуть как в малые, так и в большие залы. Всего их на территории кампуса — 18. В одном из помещений редакции сделали особый подарок: юные балерины исполнили "Танец маленьких лебедей". 

"Нигде вы не увидите залов с трёхметровыми зеркалами. Я просто подумал: когда дойдёт дело до дуэтов, балерину будут подбрасывать, и важно, чтобы она видела своё отражение полностью. Это единственный из трёх наших филиалов, где установлены зеркала такой высоты", — отметил директор филиала МГАХ во Владивостоке Евгений Бахтеев.

К слову, это не единственная "профессиональная" фишка. Тёплые балетные полы из специального материала позволяют детям "разогреваться" даже по пути в залы, прямо в коридорах.

Школу никто не отменял

Итак, как же живут будущие звёзды балета? Кроме бесконечных репетиций в балетных залах, учащиеся изучают музыку, посещают отдельные занятия по игре на фортепиано — это важный компонент для формирования музыкального слуха, чувства ритма и общей артистичности. При этом ребятам нужно успевать совмещать балетную подготовку с общеобразовательной программой, а это полноценные 11 классов. Воспитанники академии также готовятся к ОГЭ и ЕГЭ, осваивая как точные, так и гуманитарные науки.

Каждое утро начинается с классического танца. Далее чередование учебных и профильных предметов: историко-бытовой танец, исполнительская и творческо-исполнительская практика. Также дети изучают английский и французский языки, математику, ритмику, литературу, философию, историю России, русский язык и многое другое.

В 2025 году академия выпускает своих первых дипломированных специалистов. Учащиеся получат дипломы СПО (среднего профессионального образования) с квалификацией "Артист балета. Преподаватель"  после 7,5 лет обучения. В будущем здесь также планируется реализовать программу высшего образования. 

"У нас сейчас жаркая пора. Четвёртого мая состоится государственная итоговая аттестация. Председателем комиссии назначен Эльдар Алиев — художественный руководитель балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра. Поэтому мы сейчас пытаемся воссоздать те условия, в которых будут девочки сдавать экзамены", — рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Татьяна Ульяницкая.

Чтобы попасть в школу балета, одного желания недостаточно — необходимо пройти отбор. Многие учащиеся уже принимают участие в театральных фестивалях и уверенно выступают на сцене Мариинского театра Санкт-Петербурга и Владивостока, а также на сцене Большого театра. 

"Это очень сложная и специфическая специальность. Мы берем детей только с пятого класса, потому, что у младших ещё не до конца сформировался свод стопы. Если мы будем давать нагрузки, они могут просто сломаться", — рассказал директор филиала МГАХ во Владивостоке.

90% всех учеников живут в интернате

Следующей важной остановкой в рамках экскурсии стало знакомство с интернатом — местом, где дети не только отдыхают после насыщенного учебного дня, но и продолжают формироваться как личности. Здесь закладываются основы самостоятельности, дисциплины и ответственности — качеств, столь необходимых в будущей профессии.

Интернат рассчитан на 250 человек — втрое больше текущего количества воспитанников. Сейчас в комнатах проживают по два человека. У каждого — собственное рабочее место, уютный уголок, где можно отдохнуть, почитать или подготовиться к занятиям.

Как рассказала Татьяна Ульяницкая, около 90% учеников живут в интернате, включая тех, кто родом из самого Владивостока. Это позволяет значительно экономить время на дорогу и максимально сосредоточиться на учёбе и тренировках. Причём среди учащихся — не только местные. География обширна: Хабаровский край, Амурская область, Кемерово, Нижний Новгород, Пермь, Уфа — балетное искусство объединяет детей со всей России.

Для полноценной жизни здесь предусмотрено всё необходимое: отдельная учебная комната, зал для общего кинопросмотра, столовая, прачечная и гладильная. Пока заселен только один этаж, но в ближайшее время планируется заселить все четыре. Детей помладше стараются заселить поближе к воспитательской.

"Космический корабль"

Завершающей и самой захватывающей точкой экскурсии после того, как команда побывала в гостях у звукорежиссера, стала крыша над сценой — место, куда редко попадают далеко не все сотрудники Филиала, не говоря уже о посторонних. 

Перед глазами — лабиринт из металлоконструкций, блоков, тросов и мостиков, прямо-таки "космический корабль". Именно здесь вершится настоящая магия театра. Эта часть называется штанкетным пространством — своего рода сердце театральной техники. Здесь расположены колосники — решетчатые перекрытия, через которые проходят тросы, штанкеты, на которые подвешиваются декорации и осветительное оборудование. В этом пространстве нет места случайностям: каждая деталь выверена, каждая операция — слажена.

Балет — занятие не мужское?

На встрече с представителями СМИ сотрудники филиала МГАХ во Владивостоке затронули одну из наиболее острых и актуальных проблем — почти полное отсутствие мальчиков среди обучающихся. На весь поток в академии — всего один ученик. 

Также 15 апреля в академии стартовала приёмная кампания. И пока что заявки поступают исключительно от девочек. Отсутствие интереса со стороны мальчиков — тревожный сигнал, особенно учитывая, насколько важна мужская партия в классическом балете. Величие дуэта, драматургия сцены, выразительная сила поддержки — всё это требует не только технического мастерства, но и именно мужской энергетики. Без юношей балетная школа теряет часть своего потенциала.

"Это не только у нас. Такая ситуация почти во всех филиалах", — подчеркнул директор.

Миф о "немужской" профессии до сих пор отпугивает многих родителей. Однако достаточно лишь задуматься: сколько силы, выдержки и мастерства нужно, чтобы с лёгкостью удерживать вес тела на пальцах, вес тела партнёрши на руках, легко паря над сценой — и всё это под музыку, с идеальной координацией и грацией. Разве не в этом проявляется сила духа, разве не это мужество?

Не соперницы, а соратницы: здоровая конкуренция

Балет — искусство, в котором ценятся дисциплина, сила воли и стремление к совершенству. Отсюда и представление о жёсткой конкуренции, постоянной борьбе за место на сцене и даже, как гласят опять же мифы, подставах в духе "битого стекла в пуантах".

В академии объяснили, что здесь действительно присутствует конкуренция — и это нормально. Ведь каждый хочет быть лучшим, получить сольную партию, попасть в состав на выступление. Но эта конкуренция — здоровая, чистая, созидательная.

"У нас здесь нет места агрессии , — рассказали представители филиала. — Если кто-то показывает выдающийся результат, остальные не отдаляются, а, наоборот, тянутся за ним. Это становится мотивацией, а не поводом для конфликта".

Несмотря на то, что сцена часто подчёркивает индивидуальность артиста, сам балет — это искусство ансамбля. Один в поле не танцор. И здесь это понимают с первых дней обучения. Ученики учатся не только технике и артистизму, но и взаимному уважению, поддержке, эмпатии.

Балетный зал — место, где формируются не только мышцы и пластика, но и дружба. Ведь получается, что ребята учатся вместе, живут в интернате, выступают на одной сцене. Помогают завязать ленты на пуантах, поддерживают друг друга перед выходом на сцену. Именно это делает балет не просто профессией, а особым стилем жизни, в котором рядом с тобой — те, кто понимает, что ты переживаешь, без слов.

Тонкая талия, стальные нервы

Важным критерием при отборе будущих балерин является вес. Он должен составлять 50 килограммов. Такой строгий подход связан не с эстетикой, как могут подумать родители, а с безопасностью самих выступающих.

"Да, ребёнок может хорошо танцевать, быть пластичным и музыкальным, — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе. — Но если есть перевес даже в один-два килограмма, это уже становится риском. Есть специальная таблица, регламент по весовым нормам. И если показатели выше допустимого — это повод для отказа".

Колени, суставы могут не выдержать. Один неверный шаг, и вес работает против системы, это может привести к серьезным травмам. Поэтому в академии вес учеников регулярно контролируется — взвешивания проходят раз в две недели. Результаты фиксируются, а при отклонениях родителям направляются уведомления, чтобы те обратили внимание на питание своего ребенка. 

Ситуацию усложняет то, что в подростковом возрасте тело активно меняется. У девочек формируются женственные черты, меняется пропорция тела — и это может отражаться на весе. Академия учитывает физиологические особенности ученика, но работает строго в рамках регламента, утверждённого на государственном уровне.

"Если девочка стоит на пуантах, даже лишний килограмм превращается в нагрузку в два-три раза выше. Представьте: вес увеличивается минимум на 12%, а её пальцы, стопы, связки — всё это должно держать тело часами. Отсюда — травмы, хронические боли, деформации".

Чтобы объяснить это родителям, педагоги приводят простой пример: попробуйте просто подержать в вытянутой руке стакан воды пару минут. А теперь представьте, что ребёнок держит весь свой вес на пальчиках и не минуту, а целый урок, репетицию или спектакль.

Поэтому балет — это не только искусство, но и очень сложная профессия, требующая от юных артистов невероятной физической подготовки, силы воли и дисциплины. Работа с телом, которое должно выполнять сложнейшие движения, при этом оставаться лёгким и грациозным — это ежедневный труд. Здесь важен не только талант, но и баланс между физическими нагрузками и здоровьем. 

233802
43
37