Доступное жилье с ценой квадратного метра около 30 тысяч рублей вполне реально строить в Приморском крае. Но для этого нужно сначала возродить промышленность стройматериалов в крае и всерьез задуматься о подготовке кадров для строительной отрасли. Об этом в ходе прямого эфира PrimaMediaLIVE рассказал председатель совета некоммерческого партнерства "Альянс строителей Приморья", заслуженный строитель России Владимир Нескоблинов.
- Владимир Васильевич, грозит ли нам сейчас строительный бум в связи с тем вниманием, которое уделяет Дальнему Востоку правительство?
- Если верить тому, что говорят, в принципе на всех уровнях, начиная с правительства России, нашего губернатора, мэра города, то вроде бы после саммита была надежда, что строительный бум будет продолжаться. Учитывая то, что есть объекты, что были построены в свое время к саммиту, которые еще нужно будет потом обслуживать, развивать больше инфраструктуру…
- На Русском еще строить и строить…
- Да. Поэтому где-то была надежда такая, что о нас не забудут, и будет продолжаться именно строительство. Как показали последние шесть месяцев, сейчас уже седьмой месяц этого года пошел, одни слова пока и надежды на то, что будут какие-то программы.. То есть что-то начали, но я считаю, что это пока не бум. Это просто частные направления, которые, так или иначе, надо делать. Но пока я такого уж большого наплыва и объема, как это было в годы строек саммита, не вижу.
- Просто очень интересно, пока строили ДВФУ, очень грамотно сделали, что в Приморском крае повысилось количество сданных квадратных метров, хотя по сути это один большой комплекс. Немножко лукавили граждане. Что нужно сейчас, чтобы оживить строительную отрасль, чтобы пошло, прежде всего, жилья эконом-класса, именно того, в чем нуждается Приморский край?
- Я немного отвлекусь от прямого вопроса. Для того, чтобы в крае строить, нужно иметь свою отрасль. Во всяком случае, мы закрывали глаза, когда строили объекты Саммита и возили песок с Хабаровска, щебень с Красноярска. Вплоть до того, что чуть не из заграницы возили цемент, когда свой цементный завод отличный цемент выпускал, кирпич возят откуда-то из Красноярского края, лес к нам тоже возили с Сибири.
Отрасль строительства у нас в крае была разрушена. Были и свои карьеры, и щебень, и песок, и деревообработка – все у нас было. И кирпич выпускали всех марок. Сегодня этого дела нет. Есть в мизере, который не позволит выполнять те программы, если все-таки они начнут выполняться. Это первое – нет строительной отрасли.
Сегодня много заявляют, отрасль на подъеме, еще чуть-чуть и мы на коне. Нет такого! Пока я не вижу тех заводов, которые выпускали железобетон, кирпич, песок, щебень, краски и так далее. Это рабочие места, во-первых, люди увидят, что надо будет работать, кому-то эта продукция будет нужна. Второе, сегодня нет кадров строительных в Приморском крае, их никто не готовит. Что там греха таить, вы сами видите, кто у нас работает на стройках: таджики, узбеки, корейцы, китайцы. Кое-кто уже забивает цены такие, что невыгодно их брать, они дорогие становятся. А наших отечественных строителей осталось немножко.
- У нас же есть университет, который…
- У нас есть институт, я там председателем гака являюсь на одном факультете. Но выпускников мало, и при том сегодня ребята, закончив институты, не находят те работы, знания по которым они получили в институте. Уходят в торговлю или в обслугу. Это вы задаете вопрос по инженерно-техническим работникам. Я говорю об обычных строителях – каменщик, плотник, маляр, штукатур, сварщик, монтажник. Их надо готовить, учить сварщика современным методам сварки, употреблять строительные материалы, которых раньше не было, а они сегодня есть, но их надо уметь применить. А пока у нас этого нет.
Раньше, если позволительно будет сказать об этом, у нас в каждом городе были ПТУ – производственно-технические училища, свои общестроительные тресты, и они имели на базе свои ПТУ, подбирали ребят, кто не хотел дальше учиться. Допустим, сельские ребята – восемь классов отучился, мы его в ПТУ берем, он получает аттестат зрелости 10 классов и сразу какую-нибудь профессию – каменщик, маляр…Такие были направления в подготовке собственных кадров. И поэтому жалко сегодня и больно, что в Приморском крае пока нет такого явного направления заниматься подготовкой вот этого класса рабочего, среднего образования.
Что такое сегодня строительная компания? Ну есть мощные, численность в сто человек, а так в основном 20-30 человек. Их сегодня у нас в крае предостаточно. Если в Альянсе строителей Приморья, где председатель, 180, наверное, сейчас 190 строительных компаний. По численности это хороший трест, пять тысяч человек. Вот в Дальнегорске был трест "Дальметаллургстрой", у него было 4,5 тысячи работающих. А в системе ГЛАВКа, который когда-то гремел по всему краю и по стране, каждый день "в атаку" бросались 47 тысяч человек, из них на стройках 18 тысяч и плюс там механизаторы, автомобилисты, заводчане… А так каждый день на стройки выходили 18 тысяч человек. Дом, детский сад, школа, заводы, промышленные объекты строились. Мне сегодня пройти приятно по Владивостоку и сказать, цирк строили мы, театр строили мы. Кто скажет, что строили кампус? Дальневосточники там были на субподряде…
- Тогда говорили, что нет во Владивостоке, мол, такой специализации, чтобы построить кампус. Это действительно так?
- Мы в свое время, когда такие объекты появлялись, заранее готовили кадры. Не тогда, когда клюнули, когда крикнули надо вставать, и нет никого. Да, был момент, когда начинали заниматься сварочными работами в металлоконструкции, и действительно сварщиков не оказалось. Но их надо было готовить, мы же знали, что там будут такие металлоконструкции. Можно было за три месяца подготовить молодых специалистов. А тут быстренько с Омска, Томска, Ленинграда и откуда хочешь, приехали сварщики и говорят – у нас не было строителей. Да, в тот момент, наверное, не было. И в то же время, если говорить с патриотической точки зрения, я думаю, те объемы работ, которые были выполнены за эти короткие годы для тех строителей, которые здесь руководили и работали – у меня гордость за них. За короткий срок сделать такую дорогу М-60, низководный мост, вот эти два красавца моста, да даже весь комплекс кампуса построить в такой короткий срок, конечно, здесь нужна была воля, знания организации строительного производства. Видимо там командный состав был тот, который сумел это все организовать и в такие сжатые сроки сделать то, что мы сегодня с вами видим.
- Скорость хорошая. Но качество?
- Когда торопятся, то качество, конечно, страдает. Конечно, было много проколов. Что там говорить, если кто-то меня услышит из специалистов, мы всегда документацию на любой объект, важный, неважный, мы его проверяли, мы его смотрели, работали с проектным институтом до начала строительства, проверяли его субподрядчики. Электрики свою часть, сантехники свою часть, давали замечания. Потом уже подрядчик работал с проектным институтом и потом уже сигнал, начинали строительство. Разрешение брали в городе и начинали строить по согласованной утвержденной документации.
Мы же начали здесь объекты саммита строить с белого листа и без проектов. Конечно, какое тут можно в процессе качество, это надо сумасшедший контроль. А люди-то разные. Раньше специалисты были, которые следили в лабораториях, и ответственность была и при том какая. А сейчас стенка упала там, дождь первый прошел, помните, начали искать виновных. А кто-нибудь разобрался в том, что такой высоты камень насыпать в эти металлические штуки, наверное, это не та подпорная сетка, которая должна работать на такой дороге и на такой высоте. Наверное, время если б было, кто-то бы сказал, подождите, ребята. Подпирала совсем не та обстановка, надо было успеть сделать в срок и запустить на Русский остров.
Поэтому мое мнение такое - надо заниматься своей, приморской, строительной отраслью, чтобы были и рабочие кадры, и средне-технический персонал, и с высшим образованием инженеры-строители.
- Но по сути, отрасль нужно возрождать с нуля?
- Конечно. Ее сегодня практически нет. Город Спасск был "столицей" стройиндустрии – цемент, известь, песок, кирпич, железобетон – все там было. Но сегодня цементный завод, слава богу, заработал. Железобетонный завод, который мы построили в последние годы, его растащили, одни остовы остались, каркасы и все. Кирпич там не производится, песок не добывается. Филаретовские месторождения песков есть в Лесозаводском районе – отличнейший речной песок, но его ж добывают только две-три машины. А песок возим с Хабаровска. Разве ж это дело?
Во Врангеле выпускали хороший облицовочный кирпич, то же самое, возим из Красноярского края. Или завод крупнопанельного домостроения наш Владивостокский ДСК, когда-то вводили 220-250 тысяч кв. метров жилья в городе Владивостоке в год. А в целом по краю вводили миллион с лишним метров жилья. Сегодня весь край вводит до трехсот тысяч. Поэтому те заводы, что есть, может быть, не те конструкции выпускают, что мы выпускали, они уже устарели, сегодня металл, балки есть, сегодня легкие конструкции применяются, это наша мечта была. А сегодня они есть – бери и строй. Но нужны специалисты и нужная определенная направленность в собственной нашей приморской стройиндустрии.
- Возможно ли привлекать в эту отрасль инвестиции и выгодно ли это будет или проще действительно с Хабаровского края или из Китая и дешевле будет?
- Сложный вопрос. Сегодня видите как - цены на энергоносители у нас такие, что наверняка если начнешь конкурировать, как сегодня рыночные отношения, то Китай переплюнет. Он у нас энергию покупает по совсем другой цене, чем нам родные продают. Поэтому трудно, конечно. Какие-то должны быть определенные рамки, что можно привозить извне, а что надо применять собственным. Будет это, я боюсь называть это слово, раньше это было планирование, а сейчас я даже не знаю как это назвать. Но все равно какие-то преграды должны ставиться, хоть и рыночные отношения. Но говорить надо так.
Сегодня страшное слово есть, "откат". У меня не было в лексиконе его, у нас было тихонько когда – взятки, и то шепотом говорили. А сейчас это говорится на уровне, ловят мелких этих…
- У нас в Приморье с этим большая проблема?
- Да, наверное, большая. Я так думаю. Я не вникал, но, по-моему, слово откат звучит на каждом уровне.
- И вот откаты – это удорожание квадратного метра в итоге?
- Конечно. Все это ложится потом на конечную продукцию. Никуда от этого не денешься.
- А подсчитывал ли кто-нибудь, сколько может стоить квадрат эконом-класса жилья без отката? Насколько он может стоить дешевле, чем сейчас?
- По тем ценам, что сегодня есть на стройматериалы, и по тем ценам, которые платят строителям, монтажникам, если сложить, то где-то по упрощенной схеме, даже заблуждаюсь я сейчас точно сказать, где-то около тысячи долларов квадратный метр.
- Ну, тридцать-тридцать пять тысяч рублей…
- Да. В то время, когда Ельцин пришел, первый президент наш, он сказал так, жилье должно стоить не более трехсот сорока-трехсот пятидесяти долларов за квадратный метр. Но это было давно и неправда. Сейчас, если доступное жилье, будет около 30-32 тысячи.
- Это реально - жилье за 30 тысяч?
- Это реально, если перейти на местные строительные материалы, чтобы не платить на таможне пошлины за привезенные краски, когда они у нас сами производились, не платить за встроенную мебель, которой в Дальнереченске целый завод был – сегодня его нет. Вот если все это будет наше, родное, как это регулироваться собственным, приоритеты если будут собственные – то нет вопросов. Мы уложимся. В крае есть все, чтоб можно было строить доступное жилье для среднего класса. Мне кажется, богатые люди уже все с жильем, по несколько коттеджей строят.
- А качество построенного жилья во Владивостоке достаточное либо некоторые компании не очень хорошо работают?
- То, что сегодня строятся каркасные здания жилые высотные, я доверяю. Почему -потому что Владивосток в сейсмической зоне находится. И заполнение то, что делается из легких конструкций я тоже приветствую. Кирпичные здания всегда были во веки веков нормальными. Но когда применяют какую-то легкую конструкцию и потом ее облагораживают, каркас делают, потом оно через определенное время садится, продувается – это уже не жилье, это временное жилье. Поэтому те высотные здания, что у нас построены, на мой взгляд, качество более-менее.
Там, где есть еще контроль со стороны технического надзора за теми материалами, которые применяются, без обмана, то нормально. Но сегодня трудно судить о чем, если мы знали, что строитель генподрядчик несет ответственность за свое строительство жилого дома от начала до конца, то получается, что коробку возвел один, сантехнику другой, электрику третий, отделочные работы четвертый, пятый. Кто дом-то построил? Инвестор, который деньги туда вложил, а у него одна цель - вложить и обратно получить навар и все.
У нас этого не было, у нас был заказчик, допустим, "Дальзавод", строил для собственных сотрудников жилье. Там был надзор технический, со стороны завода надзор, со стороны банка надзор и был генподрядчик, который несет полную ответственность за строительство дома. Не субподрядчик, не сантехник, не электрик – генподрядчик!
- Государственный заказ на жилье должен быть, как вы считаете?
- Обязательно. Где-то что-то будет производиться. Знаете, я сегодня еду, в Артем заезжаю, Партизанск. Это два города были города шахтеров и там для шахтеров все делалось. Сегодня в городе Артеме, я когда-то там работал, фарфоровый завод построили, его сейчас весь разобрали, сделали регион-магазин, пианино-фабрика было – сейчас ее нет, ковровая фабрика была, сейчас нет, химочистка была – ее нет. Большая мебельная фабрика была в Артеме, там чуть-чуть еще как-то теплится.
- Хочу спросит по поводу визуальности, красивости строительства. Как оцениваете красоту нынешних новостроек?
- Сегодня очень много отделочных материалов, и стекло есть, и металл фасадный, и панели фасадные – из них можно делать отличные картинки и фасады зданий. Поэтому если те здания, которые мы построили, требуют капитального ремонта, то материалы есть, чтобы сделать из них конфетки.