ВЛАДИВОСТОК, 23 июня, PrimaMedia. Родину не выбирают. Ни большую, ни малую. Это аксиома. Тем не менее каждый человек, каждая семья стремится жить лучше и хочет, чтобы край родной был богатым (в широком смысле этого слова, включая культуру и образование). Но вот стала Россия жить лучше, во всяком случае, Правительство в последние 4-5 лет говорит об экономическом росте страны, увеличении доходов населения, уменьшении количества бедных в целом по стране, но значит ли это, что всем россиянам, от Калининграда до Владивостока, живется лучше?
Ответ на этот вопрос, наряду с другими, попыталась получить Программа развития ООН (ПРООН), которая спонсировала подготовку доклада "Регионы России: цели, проблемы, достижения", пишет журнал "Российская Федерация сегодня".
Эксперты, готовившие доклад, использовали для оценки развития регионов международные стандарты. В основу был положен так называемый ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала), который вот уже более 10 лет признан мировым сообществом в качестве показателя уровня развития стран мира. При этом критериями, совокупность которых и дает национальный ИРЧП, служат следующие: ВВП на душу населения, ожидаемая продолжительность жизни, уровень грамотности взрослого населения, коэффициент поступивших в учебные заведения. Естественно, что в случае с регионами речь идет о подушевом валовом региональном продукте.
Следует обратить внимание на то, что в мире давно отошли от оценки развития стран по чисто экономическим показателям (типа роста ВВП). И для нас важно ориентироваться на ИРЧП. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов в Обращении к читателям доклада ПРООН пишет: "В России за 15-20 лет объективные данные и проводимые учеными исследования показывают ухудшения качества человеческого потенциала по многим параметрам - от уровня образования и квалификации до состояния здоровья и продолжительности жизни населения. Это не только само по себе означает снижение качества жизни наших граждан, но и ухудшает перспективы экономического развития, которое должно стать основой решения социальных проблем".
На фоне этого высказывания важным представляется главный вывод, который сделали авторы доклада ПРООН: хотя ИРЧП по России за последние годы вырос, территориальное неравенство усилилось. Развитие регионов базируется на естественных преимуществах (в том числе сырьевых), а не на инвестициях в человека. Отсюда и предопределенность, кому быть лидером. У нас есть четыре субъекта Федерации, которые по международным критериям ИРЧП могут быть отнесены к числу развитых, - Москва, Тюменская область, Санкт-Петербург и Татарстан (там живет 15 процентов населения страны). Но две трети россиян страны живет в регионах со средним, по общемировым показателям, ИРЧП. Одна из проблем в этих регионах, что в них еще плохо используются собственные ресурсы развития, надежд на помощь из федерального центра нет и быть не может. Беднейшими остаются Еврейская автономная область, Ингушетия, Тыва.
Как это выглядит в международном аспекте? Москва сопоставима с Чехией и Мальтой, Тюменская область - с Венгрией и Польшей, Санкт-Петербург и Татарстан - с Болгарией, Тыва и Ингушетия - с Монголией и Гватемалой.
Достаточно взять один из показателей, чтобы понять, что означают эти сравнения. Например, ожидаемая продолжительность жизни в среднем по стране - 65 лет, но в развитых регионах она выше (в Москве - 71 год, в Тюмени - 68 лет), а в депрессивных районах ниже (в Тыве - 56 лет, в Псковской и Амурской областях - 59 лет).
Собственно говоря, и богатые регионы не беспроблемны. Установлено, что чем богаче регион, тем выше неравенство по доходу: в Москве, отмечается в докладе, денежные доходы 20 процентов наиболее обеспеченных жителей превышают доходы 20 процентов самых бедных москвичей более чем в 20 раз. И еще одна отмеченная неприятная закономерность богатых поселений: региональная карта инфицированности ВИЧ/СПИД показывает, что уровень заболеваемости этой заразой особенно высок в регионах с большими доходами населения - Самарской, Иркутской, Свердловской областях, Санкт-Петербурге, ХМАО. То есть зарабатывать некоторые россияне в отдельных местах научились, а жить достойно на эти деньги не умеют, да и власть, прежде всего местная, мало заботится о здоровом и культурном образе жизни сограждан.
А вот другая социальная болезнь - туберкулез - ведет себя в российских регионах более "по правилам". Там, где экономический рост выше, заболеваемость снижается, а в Сибири и на Дальнем Востоке по-прежнему отмечается пик этой болезни, в том числе из-за концентрации там пенитенциарных заведений и неблагоприятных климатических условий.
Своеобразно проявляется в России и модная сегодня во всем цивилизованном мире гендерная проблема (то есть достижение фактического равенства женщин и мужчин в политике и экономике). Оказалось, что чем выше доходы в регионе, тем сильнее неравенство между заработной платой женщин и мужчин, тем меньше там доля женщин среди депутатов региональных парламентов (в четверти регионов их менее 5 процентов, а кое-где их вовсе нет). Таким образом, экономический рост сам по себе не может разрубить гордиев узел накопившихся социальных проблем, отмечается в докладе.
Существуют заметные различия и по федеральным округам. Так, кроме постоянно лидирующего Центрального округа авторы доклада отмечают благоприятную ситуацию в Уральском округе, но бьют тревогу по поводу положения дел в Южном, который практически по всем показателям отстает от среднероссийского уровня, и Дальневосточном, где все 10 регионов получают федеральную помощь. Озабоченность вызывает и ситуация в Сибирском округе.
Резкие различия в положении дел в субъектах Федерации диктуют и различие в приоритетности задач, которые авторы доклада считают необходимым решать в первую голову. Так, "для Москвы стратегические приоритеты развития человеческого потенциала должны быть связаны с повышением качества общественных благ и услуг. В первую очередь речь идет о сфере здравоохранения, состоянии городской среды и экологии". Для ЮФО, отмечают эксперты, "потребуется дополнение крупных инвестиционных проектов мерами, направленными на институциональное развитие, повышение прозрачности управления и расходования средств на местном уровне". Для Сибири одним из направлений решения социально-экономических проблем могло бы стать "развитие мобильных форм социальных услуг для сельской местности и удаленных территорий, прежде всего здравоохранения".
И родной регион, малая родина каждого из нас может стать местом, достойным для проживания. Для этого приоритетом политики государства должно стать развитие человеческого потенциала, отраженное в объективных, научно обоснованных показателях.
Поскольку в нашей стране основная нагрузка в решении социальных проблем лежит на региональных властях, которые должны реализовывать мероприятия, обеспечивающие на всей территории страны общенациональные стандарты жизни с учетом местных особенностей, то необходима адекватная и всеобъемлющая система оценки индикаторов благосостояния. Первый шаг, как представляется, докладом ПРООН сделан. Хотелось бы надеяться, что при участии институтов региональной и местной власти это движение будет продолжено, резюмирует журнал "Российская Федерация сегодня".