Еще столько же будет построено в ближайшем будущем в рамках проекта "Новое кольцо Москвы". Один из этих небоскребов, башня "Россия", достигнет высоты 612 метров и станет самым высоким зданием в Европе. "Страсти по высоткам" кипят и в других регионах страны.
Местные власти настроены оптимистично: небоскребы приносят колоссальную прибыль, особенно в условиях дефицита земли (не говоря о престиже). Однако желание чиновников во всех смыслах быть на высоте зачастую оказывается сильнее доводов разума. Ведь минусов у небоскребов не меньше, чем плюсов, и они весьма существенны.
Гигантомания захлестнула такие города, как Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь, Иркутск, Новосибирск, Уфа.
На окраине Краснодара планируется возвести 42-этажный дом высотой 159 метров, передает собкор "НИ" Сергей ПЕРОВ. Здание будет многофункциональным: 300 квартир, спортивные и офисные сооружения, торговые площади. Идет работа над проектами высотного жилья и в Сочи, в частности, на искусственном острове "Федерация". Приурочены стройки века будут, естественно, к Олимпиаде-2014.
Плюсов у небоскребов полно: квартиры и офисы в них намного просторнее, чем в стандартных домах, в здании легко разместить все объекты инфраструктуры. "Преимущество жизни и работы в небоскребах заключается еще и в том, что на верхних этажах чище воздух, – рассказал “НИ” доктор биологических наук, заведующий отделением сохранения и развития природного комплекса Института генерального плана Москвы Александр Минин. – Вредные примеси всегда скапливаются ближе к земле".
Впрочем, и минусов у высотного строительства более чем достаточно.
По словам экспертов, высотки вредят не только чувству прекрасного, но и здоровью человека.
"Современные небоскребы действуют на организм крайне негативно, – рассказал “НИ” доктор биологических наук, директор Московского центра “Видеоэкология” Василий Филин. – Обилие одинаковых угловатых элементов может вызвать головокружение, тошноту и даже эпилептический припадок. Можно восхищаться техническим совершенством небоскреба, но любоваться им нельзя. Глаз не любит прямых линий, в каждом здании должна быть какая-то “изюминка”. В Москве таких примеров все меньше, визуальная среда, что бы ни говорили чиновники, стремительно ухудшается".
Тяжелее всего приходится не смотрящим на высотки снизу вверх людям, чувствующим себя муравьями, а работающим или живущим в них. "Считается, что в высотках лучший вид из окна, – говорит г-н Филин. – Но это только если рядом лес или река. Увы, вид, как правило, открывается лишь на соседние крыши. Если за видом с земли у нас еще хоть как-то следят, то все, что касается “верха”, пущено на самотек".
Доказано, что пребывание на верхотуре плохо переносят гипертоники и сердечники. "В небоскребах вестибулярный аппарат в постоянном напряжении, – объяснила “НИ” психолог Татьяна Мужицкая. – Это может привести к нарушениям сосудистой деятельности. Опасно жить и работать в небоскребах и людям с неуравновешенной психикой – высота провоцирует суицидальные настроения. Тем, для кого небоскреб дом родной, необходимо, как мифологическому Антею, чаще “приникать к земле” – копать грядки на даче или гулять в парке".
Риелторы отмечают, что селиться в небоскребах сейчас модно. Горожан не смущают бытовые мелочи, которые в высотных условиях превращаются в ощутимые неудобства. "Люди не знают всех проблем высотных зданий, – сообщил “НИ” вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев. – Сразу же после новоселья возникают проблемы, например, с выбором управляющей компании. Если две сотни жильцов еще могут договориться, то среди двух тысяч разногласий не избежать. Кроме того, эксплуатация высотки обходится вдвое дороже, а это сказывается на оплате коммунальных услуг".
Еще одна головная боль жителей небоскребов – рядом с ними зачастую невозможно припарковаться. Да и подъехать к ним через забитые машинами дворы проблематично. "Эффективность строительства высоток нужно просчитывать на 20–30 лет вперед, – пояснил “НИ” Александр Пузанов. – А у нас делают лишь кратковременные расчеты. Строительство каждого небоскреба должно координироваться с развитием транспортной инфраструктуры".
Транспортные проблемы приводят и к более плачевным последствиям. Поневоле вспомнишь американские фильмы катастроф, вроде "Ада в поднебесье".
"К обеспечению безопасности в высотных зданиях надо относиться более внимательно, – рассказал “НИ” начальник нормативно-технического отдела управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Москве Владимир Тимошин. – Для каждого здания высотой 75 метров и более должны быть разработаны технические условия на проектирование противопожарной защиты. У нас есть лестницы, позволяющие эвакуировать людей с верхних этажей, но обеспечить подъезд к горящему зданию иной раз просто невозможно. Чтобы установить подъемные механизмы, расстояние от стен здания до края проезда должно быть не менее 10 метров, а ширина проезда 6 метров. В Москве же во всех дворах припаркованы машины, и проехать к месту пожара зачастую невозможно".
Самарские пожарные пока не могут похвастать суперлестницами, сообщает корреспондент "НИ" в регионе Сергей Ишков. На вооружении огнеборцев имеются машины с лестницами, которые способны достать лишь до 12-го этажа, скоро поступят две 50-метровые лестницы. Тем не менее, в городе уже есть 25-этажный жилой комплекс "Ладья", возводится комплекс "Москва", центральная "Спасская башня" которого достигнет высоты 104 метра. А торгово-офисный центр "Вертикаль" поднимется на 109 метров.
Думая обо всем этом, невольно приходишь к выводу, что трагедия 11 сентября, потрясшая весь мир, не отвратила от идеи строительства домов-великанов ни мэров мегаполисов, ни архитекторов, ни их клиентов. Человечество играет в небоскребы, как подростки в "тетрис".
Но чем ближе к небу возносится сооружение – тем выше степень риска в нем жить и работать. И в трагедии на Манхэттене виноваты были не только террористы-смертники, но и строители башен-близнецов, не подумавшие обо всех угрозах, даже самых невероятных, исходящих и с земли, и с воздуха.
Многие эксперты считают, что "небоскребомания" в России практически бесконтрольна: у нас до сих пор нет единых нормативов по строению зданий выше 25 этажей.
И все-таки немало россиян готовы мириться с дискомфортом и даже с угрозой для жизни, лишь бы подчеркнуть свой социальный статус заоблачной квартирой. "У меня были клиенты, которые испытывали страх высоты и, несмотря на это, стремились заполучить офис в небоскребе, – рассказала “НИ” Татьяна Мужицкая. – Ведь это не только престижно. Еще в древности считалось: чем дальше видит дозорный, тем сильнее государство".
Причину "гонок по вертикали", охвативших всю Россию, стоит искать в своеобразном комплексе неполноценности, в желании чиновников быть на равных с зарубежными коллегами. "С экономической точки зрения строительство небоскребов, безусловно, выгодно, – рассказал “НИ” доктор экономических наук Никита Кричевский. – Чем больше в здании офисов, тем больше собирается налогов и арендной платы. Тем не менее в Москве высотное строительство идет не только из-за нехватки площадей. Стремление построить как можно более высокое здание – соревнование, и Москва в нем участвует. Но в то время, как небоскребы растут в Америке, у нас и в Юго-Восточной Азии, Европа стала отказываться от высотного строительства, видя в нем тупиковый путь".