ВЛАДИВОСТОК, 11 февраля, PrimaMedia. В Совете Федерации состоялось четвертое совещание Временной комиссии верхней палаты парламента по национальной морской политик. В повестке дня стояли вопросы законодательного обеспечения государственного портового контроля и правового статуса портовых властей.
Как сообщили PrimaMedia в пресс-службе Совета Федерации, председатель комиссии Вячеслав ПОПОВ, открывая заседание, подчеркнул необходимость правового регулирования и государственного контроля за деятельностью российских портов. Их сегодня в России 78 и они весьма разнообразны по условиям и задачам работы. Однако государство, считает Вячеслав ПОПОВ, должно четко обозначить обязанности капитанов морских портов, их ответственность перед государственными контролирующими инстанциями. Государство должно наладить работу портов так, чтобы они работали в рамках нормативно-правовой базы и были конкурентоспособными.
Несовершенство законодательной базы и продолжающееся реформирование отрасли привели, по мнению сенатора ПОПОВА, к безответственности, низкой эффективности и нарушениям требований безопасности в деятельности портов. Исправить ситуацию, считает он, должен действенный контроль со стороны государства.
В ходе обсуждения выявилась проблема взаимодействия органов государственной власти при осуществлении контроля за деятельностью рыбных портов (их в России насчитывается шестнадцать). Федеральное агентство по рыболовству противодействует Ространснадзору, рекомендуя рыбным портам не предоставлять в адрес этого Федерального агентства информацию о деятельности порта, аварийности и результативности работы.
В работе совещания приняли участие представители Федеральной антимонопольной службы, таможенной службы, Экспертного совета Санкт-Петербургского морского собрания, Ассоциации морских лоцманов, капитаны морских портов из Выборга, Мурманска, Ейска, Новороссийска и других городов России.
В их выступлениях прозвучали различные мнения о ходе реформирования системы управления морскими портами и дальнейшей стратегии этой реформы.
Отмечалось отсутствие ряда нормативных документов – положения о капитане порта, в первую очередь, и функциональная неопределенность. Не установлено четкое разграничение функций по контролю и надзору и по оказанию государственных услуг на морском транспорте. Административно-властные полномочия и хозяйственные функции в морских портах не разделены. Существенным препятствием для развития транспортной системы остаются недостатки в организации работы пунктов пропуска через государственную границу в морских портах.
По результатам состоявшегося обсуждения были приняты рекомендации в адрес парламента и Правительства РФ. Законодателям рекомендовано провести анализ эффективности принимаемых исполнительной властью мер по совершенствованию государственного портового контроля и соблюдению законодательства в портах России.
Кабинету министров РФ предложено ускорить разработку законодательных предложений по устранению имеющихся проблем и недостатков в сфере торгового мореплавания, деятельности морских портов. Рекомендовано ускорить решение вопросов по окончательному разделению функций в этой сфере.
Для совершенствования госконтроля за портовой деятельностью парламентарии предложили увеличить штат Ространснадзора и создать территориальные органы этого агентства во всех морских портах. Правительству предложено также рассмотреть вопрос о создании единого информационного центра Парижского, Токийского и Черноморского меморандумов о взаимопонимании, о контроле судов со стороны государства.
В рекомендациях совещания содержится двадцать конкретных и подробных рекомендаций по изменению и совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере деятельности морских портов.