Дело в том, что от мыса Артура и в глубь бухты Большой Улисс тянется бетонный причал, принадлежащий Министерству обороны РФ (читай: Тихоокеанскому флоту). Как и в прежние времена, так и сегодня здесь базируются преимущественно суда вспомогательного флота ТОФ. На время сооружения мостового перехода западная часть причала – несколько сот погонных метров причальной линии вместе с прилегающей территорией – передана строителям. Здесь развернулся их базовый городок, начинается (причём уже в самое ближайшее время) монтаж завода по производству высокопрочного бетона, реализуются иные технические и технологические задачи. Планируется активное использование мористой части причала (так же, как и специально сооружаемого причала во Владивостокском морском торговом порту) и для переброски на Русский остров определённых объёмов инертных грузов – песка, щебня, цемента и т.д.
Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что для грузовых работ причал в его нынешнем состоянии практически не пригоден. В "голодные" 90-е годы прошлого столетия, когда вместе со всей оборонкой Тихоокеанский флот медленно "сыпался", довольно-таки большая часть причальной линии в районе мыса Артура была сдана в аренду под скраб – разделку судов на металлолом. К сожалению, благородная цель, как это у нас часто бывает, достигалась весьма неблагородными методами. В погоне за очевидной наживой с поступающих списанных судов срезали то, что можно взять без особого труда, а сами корпуса погружались на дно прямо вплотную к причалу. Сколько их там лежит – неведомо, но первые три штуки уже точно обнаружены. И пока их не поднимешь – причал недееспособен.
Решить эту сложную задачу взялась судоходная корпорация "РИМСКО", едва ли не единственная на бассейне, располагающая соответствующими техническими возможностями. В одних руках здесь сосредоточены плавкран и плавкопёр, мощные океанские буксиры и многочисленный малый буксирный флот, позволяющий эффективно "маневрировать" на тесном пространстве Босфора-Восточного и прилегающих бухт, есть и собственная водолазная группа.
Всеми этими силами пару недель компания "РИМСКО" и "навалилась" на топляки. Работы хватило – и продолжает хватать – всем участникам процесса без исключения. Могучие морские буксиры-спасатели, работая винтами "на упор", размывают вязкий ил, который в течение многих лет засасывал и замывал погрузившиеся на глубину корпуса; водолазы исследуют ситуацию на дне, заводят и крепят тросы; плавкран – как дантист больной зуб изо рта пациента – выдёргивает топляки на причал.
Фазил АЛИЕВ, президент корпорации "РИМСКО", которому вообще-то хватает хлопот по управлению танкерным и рефрижераторным флотом компании, практически не покидает причал на Артуре:
– Знаете, дело, которое нам поручили, очень не простое и ответственное. Судоподъём вообще относится к разряду сложнейших гидротехнических операций; тем более здесь – вплотную к действующей и набирающей обороты строительной площадке. Но честно вам скажу: эту возможность в реальности показать, на что мы способны, рассматриваем просто как праздник, как уникальный шанс. Смотрите: 11 лет назад мы начали собирать "москитный флот" – буксиры, которые многие судоходные компании готовы были сдавать на металлолом. Несколько лет восстанавливали буквально из руин плавкран и плавкопёр (к слову, единственный на сегодня на российском Дальнем Востоке). Ещё шесть лет эта уникальная техника ждала своего применения. Не скрою: это было убыточно для компании, которая, как и всякая другая, нацелена на получение прибыли. Не скрою и другое: у людей была невысокая зарплата, некоторые не выдержали и уволились. (Сегодня, кстати, мы снова набираем специалистов, которым гарантированы и фронт работ, и заработок.) Но все эти годы мы ждали и не сомневались в том, что обязательно придёт время больших строек. И оно пришло! Два уникальных мостовых сооружения во Владивостоке, современный нефтепорт в Козьмино, низководная автомобильная эстакада с Де-Фриза на Седанку – всё это объекты сегодняшнего дня, и реализация каждого из них требует обеспечения соответствующими техническими ресурсами и опытными кадрами.
Могу ответственно заявить: у нас есть и то и другое.
Вон, посмотрите на седоголового крановщика, который управляет этой огромной махиной. Виктор Семёнович СИДОРОВ не просто настоящий мастер своего дела, его можно сравнить с ювелиром, настолько тонко он чувствует каждый момент напряжённой работы.
А наши водолазы, которыми командует Вячеслав ЖЕЛОНКИН? Нет такого вида подводных работ, выполнить которые они были бы не готовы. Не сомневаюсь, что в ближайшее время у них ещё не раз будет возможность доказать свой профессионализм.
Наконец-то получит шанс показать себя и наш плавкопёр, который буквально на днях начнёт бить шпунт на одном из ключевых береговых объектов на Русском острове.
Мы вообще сейчас работаем в очень плотной связке с УСК "Мост", которая, как вы знаете, неделю назад специальным указом президента РФ была определена генеральным подрядчиком сооружения мостового перехода через Босфор-Восточный. Просто получаем удовольствие от взаимодействия с руководителями, специалистами этой компании: настолько чётко, быстро и профессионально принимаются решения. И, кстати, осмотрев наши гидростроительные возможности, они сразу же, памятуя о многочисленных объектах, которые начинают возводиться на юге Приморья, попросили уделить им первостепенное внимание.
Что мы, собственно, сейчас и делаем.
Алиев не лукавит. Активные работы начались в последних числах августа, уже в первые сентябрьские дни на причале стали громоздиться огромные проржавевшие обломки затонувших здесь судов. Сначала выдернули по частям самоходный рейдовый плашкоут (СРП-150), затонувший здесь предположительно в начале 90-х. Общий вес поднятых обломков – более сотни тонн. В конце минувшей недели, когда на причале побывали корреспонденты "В", шла работа по подъёму рыболовного сейнера.
Казалось бы, ну что такое сейнер? Судёнышко. Однако, представьте себе, длина его – порядка 36 метров. А ещё попробуйте представить себе его массу, погрузившуюся в ил. Работа действительно ювелирная, тут нет преувеличений.
На наших глазах была предпринята попытка поднять носовую часть сейнера. Она уже задралась было над водой метров на 7-8, из неё бурно стекала грязная вода с илом, когда кусок фальшборта, вокруг которого были заведены стальные канаты, не выдержал и ржавая масса металла вновь с шумом ушла под воду.
Для нас зрелище – как в боевике. Никто же из реальных участников операции даже не переменился в лице. Нормально. Лёгких путей не бывает, тем более в таком деле. Лучшее свидетельство тому – обрывки могучих 42– и 48-миллиметровых стальных тросов, валяющиеся здесь же, на причале. Лишь один из моряков, участвующих в судоподъёме, пожалуй, выразил общее мнение, сплюнув и сказав:
– Ничего, ничего. Никуда не денется. Выдернем как миленького…
А Алиев сформулировал по-своему:
– Знаете, у нас в эти сентябрьские дни как раз день рождения компании. Отмечать не будем – некогда, слишком много работы. Но тот факт, что мы стали полноправными участниками этого грандиозного строительства, рассматриваю как самый лучший и драгоценный подарок! Потому что и я, и любой работник нашей компании вскоре получит, я надеюсь, право сказать детям и внукам: "Видишь мост? Я участвовал в его строительстве…".