Во Владивостоке любят вкусно и недорого поесть вне дома, а рынок общественного питания перенасыщен. Если во всей России на тысячу жителей приходится 28 посадочных мест в барах, кафе и ресторанах, то в столице Приморья их 57,5. С сетевыми заведениями всё наоборот: из-за необходимости соблюдать высокие стандарты, а также из-за удаленности от финансовых и экономических центров их доля всего 1%. KFC — одна из немногих долетевших до Приморья "ласточек" международного бизнеса общественного питания. С 2016 года здесь открыто уже 8 ресторанов, бренд предлагает жителям города качественный, но при этом доступный продукт. Все рестораны работают по франшизе. О некоторых сторонах бизнеса ИА PrimaMedia рассказал владелец ООО "Гуд Фуд", франчайзинговый партнер KFC во Владивостоке Максим Лимаров.
"Во Владивостоке работают 717 заведений общественного питания. Это сложный и очень пестрый рынок, который представлен заведениями абсолютно разных форматов. Здесь есть что выбрать, здесь большая конкуренция, в том числе ценовая. Последнее — преимущество для развития рынка быстрого питания, но вот федеральных игроков в нём пока немного. 70% всех фастфуд-заведений страны обслуживают 12% населения, которые живут в Москве и Петербурге. Парадоксально. Но для франчайзи KFC во Владивостоке это скорее хорошая новость, есть простор для роста", — делится Максим Лимаров.
Тренд на быструю еду — общемировой. Главный драйвер — это цена. По данным Росстата, в России затраты на питание вне дома составляют $13 в месяц (2,9% от общих расходов), в среднем по Западной Европе — $154 (7,7%), а в США — $191 (5,8%), сообщается в отчете Oxford Economics.
Конкуренция в России происходит на поле оптимизации затрат, пересмотра меню в сторону более доступных позиций, повышения проходимости точек и снижения среднего чека без потери в качестве. Поэтому питание в России должно быть не только быстрым, качественным и вкусным, но и недорогим.
"Рынок общественного питания во Владивостоке, если ничего не изменится, близок к насыщению. Дальше продолжится борьба концепций и перераспределение долей. Поэтому чтобы начинать работать здесь, нужно иметь доскональный бизнес-план, отработанную схему взаимодействия с партнерами, сотрудниками, местным сообществом, надежных поставщиков, маркетинговую стратегию. Можно сделать это самостоятельно, если есть соответствующий опыт, или воспользоваться поддержкой по франшизе, приложив технологии бренда на знание особенностей местного рынка", — говорит Максим.
В одной лодке с франчайзи
Побороться за кусок пирога имеет смысл — оборот предприятий общественного питания во Владивостоке за прошлый год составил 850 млн рублей. А франчайзинговая модель бизнеса показывает рост даже в период кризиса. Все восемь ресторанов компании во Владивостоке открыты по франшизе, в целом по России — 44 из 780 ресторанов, то есть 5,6%.
Конечно, выход международного известного бренда так далеко за пределы двух столиц в формате франшизы имеет определенный риск — контролировать уровень обслуживания и качество блюд у франчайзи за 9 000 км сложно. Решает вопрос KFC через строгий отбор потенциальных партнеров и обучение в собственном корпоративном университете сотрудников всех возможных в ресторанах сети должностей.
Не только еда
Обеспечить функционирование бизнеса — только полдела. Поколение Y и Z, самые активные посетители ресторанов быстрого питания, выбирают места не только близкие по кошельку, но и по духу.
По данным РСПП, еще в 2011 году доля компаний с собственными социальными программами выросла с 70% до 85%. И если в 2008 году лишь 12,1% россиян считали, что бизнес должен участвовать в решении социальных проблем (ВЦИОМ), то к 2018 году показатель увеличился до 36% (данные KPMG).
KFC следует тенденции рынка и поддерживает социальную составляющую бизнеса. У бренда есть собственный благотворительный корпоративный фонд "Открывая горизонты", во Владивостоке работает программа профессиональной ориентации и развития навыков "Поколение ВЫБОР" для воспитанников детских домов, проект с фондом защиты животных “Умка” и “Друг” по помощи бездомным кошкам и собакам. С этого года в городе также проходит отборочный этап по спортивным направлениям ключевого молодежного проекта бренда — KFC BATTLE.
"Проект KFC BATTLE проходит уже в восьмой раз. Он решает серьезные социальные вопросы, в том числе помогает реализовать свой потенциал и найти свое место в жизни воспитанникам детских домов и людям с особенностями здоровья. Проект развивается, расширяется его география. В этом году во Владивостоке впервые прошли региональные этапы по футболу и стритболу для местных парней и девушек", — добавил собеседник.