Итоги реализации пилотного проекта Банка России по повышению финансовой доступности на Дальнем Востоке были подведены на Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Одним из ключевых участников проекта выступает Сбербанк, поскольку более 50% сельчан в России являются его клиентами. О новых формах работы, освоении труднодоступных населенных пунктов и стратегиях ведущего банка страны в интервью корр. ИА PrimaMedia рассказал старший вице-президент — руководитель блока "Сеть продаж" Сбербанка Сергей Мальцев.
Сергей Александрович, Сбербанк постепенно внедряет новые информационные форматы работы с населением, означает ли это, что будет сокращена филиальная сеть?
— Мы оптимизируем нашу городскую филиальную сеть. А вот из села мы не уходим ни в коем случае. С 2016 года в Сбербанке введен мораторий на закрытие офисов, расположенных в сельской местности. И с этого момента наша сельская сеть не изменилась и сегодня представлена почти 7600 офисами. Мы планируем ее поддерживать, обновлять и расширять перечень предоставляемых услуг.
Начиная со второго квартала текущего года, мы активно проводим модернизацию всего парка устройств самообслуживания. В сельской местности их установлено почти 15 тысяч. В устройстве самообслуживания можно совершить платежи, переводы, пополнить вклад, открыть или закрыть вклад, то есть практически весь спектр банковского сервиса.
Наряду с традиционными форматами обслуживания мы активно развиваем и альтернативные. Почти 300 машин – передвижных пунктов кассового обслуживания — работают в удаленных регионах, обслуживая от 6 до 9 населенных пункта. Они предоставляют широкий спектр банковских услуг. Также с сельскими администрациями работают наши разъездные менеджеры. Их основная задача – прежде всего обучать финансовой грамотности, в том числе и как безопасно пользоваться нашими удаленными каналами обслуживания.
С точки зрения бизнеса, насколько разумно содержать отделения в удаленных и труднодоступных населенных пунктах, ведь очевидно, что количество клиентов, которые там обслуживаются, довольно мало?
— Банк не расширяет свое присутствие в формате банковских отделений. На данный момент сформированная сеть покрывает крупные сельские населенные пункты. Там, где численность населения менее тысячи человек мы внедряем новые форматы взаимодействия, которые обеспечивают доступность финансовых услуг населению вне зависимости от наличия офиса. Сейчас мы развиваем новый проект так называемых агентских соглашений. В чем его суть? Мы заключаем соглашение с малым предпринимателем, у которого на селе есть небольшая торговая точка, работающая с нашим эквайрингом, и через эту торговую точку начинаем предоставлять практически полноценный финансовый сервис. Сегодня в агентских точках можно снять наличные, совершив минимальную покупку. До конца года появятся платежи. Следующий шаг – переводы, пополнение счетов, вклады, карты. Это почти 98% потребностей наших клиентов на селе.

Cтарший вице-президент — руководитель блока "Сеть продаж" Сбербанка Сергей Мальцев. Фото: Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
А как предприниматели относятся к такому взаимодействию? Ведь это дополнительная работа, ответственность?
— Для предпринимателя – это новая возможность для развития. Он получает дополнительные бонусы в виде процентов за проведенную операцию и специальные ценовые условия. Кроме того, программа предусматривает минимальную сумму покупки, а это все же дополнительные продажи и новые клиенты, без каких-либо дополнительных затрат. Сегодня у нас по стране 1270 таких точек в 76 субъектах федерации, к концу года мы их увеличим до 3 тысяч. На Дальнем Востоке клиентские точки открыты в 126 сельских населенных пунктах.
Как можно узнать, какой именно магазин оказывает банковские услуги и есть ли какие-то дополнительные условия или требования для проведения операции?
— Магазины, предоставляющие такую услугу, имеют специальный указатель – наклейку с надписью — "Здесь вы можете снять наличные", также они снабжены инструкциями для населения. Отмечу, что комиссия при снятии наличных по картам Сбербанка не взимается, а при операции обязательно введение пин-кода. Кроме того, на выдачу наличных установлен лимит — за одно снятие не более 5 тысяч рублей и 20 тысяч в сутки. Суммы рассчитаны исходя из статистики и специфики сельских магазинов.
Как вы думаете, реально в ближайшее время решить проблему доступности банковских услуг на отдаленных, малонаселенных и сельских территориях.
— Мне кажется, что мы очень близки, чтобы сказать, что задача по доступности финансовых услуг для сельского населения закрыта. Развитие нового формата позволит нам при наличии устойчивой интернет-связи "дотянуться" даже до небольших населенных пунктов с населением 250-400 человек. Я уверен, что таким образом мы значительно поднимем уровень доступности финансовых услуг для населения. К тому же конкуренция на банковском рынке возрастает, а в селе живет порядка 45 млн потенциальных и действующих клиентов, которым нужны качественные финансовые услуги. Мы будем делать все для того, чтобы качественный банковский сервис был доступен в любой точке страны.
В материале упоминаются услуги, которые оказывает ПАО Сбербанк.