T2 объявляет понедельник днем подарков
12 мая, 09:00
Вахта Победы: Подписание акта о капитуляции и Великая Победа
11 мая, 22:00
"Аудитория в Приморье тяготеет к контенту с элементами мистики и необычного"
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Сахалин дает деньги в заем Родине
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Наступил великий день победы над Германией!
11 мая, 09:00
Дальний Восток 11 мая. Начало вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол
11 мая, 07:00
СК России займётся ситуацией с разрушенной дорогой в Приморье
10 мая, 21:27
Подвиг "Таганрога": как танкер владивостокской нефтебазы спас город от катастрофы
10 мая, 19:04
Всеобщая конфедерация профсоюзов призвала сохранять и передавать новым поколениям правду о Великой Победе
10 мая, 18:16
Клещи атакуют: более 1200 человек пострадали в Приморье с начала сезона
10 мая, 18:11
Фонд ВВН Владимира Николаева оказал беспрецедентную поддержку движению "За Россию"
10 мая, 17:49
В Приморье грузовой поезд насмерть сбил молодого мужчину
10 мая, 15:08
Получил семь ранений: Ольга Зотова о судьбе и творчестве художника-приморца Кирилла Шебеко
10 мая, 14:37
Вместо автобуса — самолёт: Суйфэньхэ хочет наладить перелёты во Владивосток
10 мая, 13:40
Ветеранов Великой Отечественной чествовали в Адмиральском сквере Владивостока
10 мая, 13:05

Елена Чибрикова: Мы можем отвоевать у деменции 10 лет жизни для приморских пенсионеров

О всевозможных мероприятиях, направленных на активное долголетие пожилых людей - в интервью ИА PrimaMedia
8 ноября 2019, 11:29 Общество
Пенсионер Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
Пенсионер
Фото: Мария Оленникова, ИА IrkutskMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

В Приморском крае заботятся о старшем поколении. Для ухода за пенсионерами в рамках краевой госпрограммы "Социальная поддержка населения Приморского края" проводится обучение социальных работников, которые после применяют свои знания на дому или в интернатах. Что делается в рамках этой программы в крае? Как бороться с деменцией и как профессионально не выгореть на работе, узнал корр. ИА PrimaMedia у заместителя директора департамента труда и социального развития Елены Чибриковой.

— Елена Павловна, на прошлой неделе у вас был целый десант московских специалистов, которые провели первые курсы для сотрудников домов-интернатов для престарелых и социальных работников, которые работают с пожилыми людьми. Прошли очень важные занятия по программе долговременного ухода. Чем эта программа и сама система долговременного ухода отличается от того, чем вы раньше занимались?

— Для начала, что такое система долговременного ухода? Это такая комплексная помощь человеку, чаще всего пожилому, инвалиду, со стороны медицины, социальных служб и семьи — семейный уход. Эта тема родилась по поручению президента, в рамках национального проекта "Демография", по которому в регионе реализуется проект с двумя основными блоками – долговременный уход и активное долголетие, а также ряд других вопросов, связанных с укреплением материально-технической базы в медучреждении социального обслуживания. У нас есть задача в следующем десятилетии выйти на продолжительность жизни 80+. Именно такой подход в работе с пожилыми гражданами должен обеспечить активное долголетие.

Замдиректора департамента труда и социального развития Елена Чибрикова

Замдиректора департамента труда и социального развития Елена Чибрикова. Фото: Фото: Анастасия Дубровина, ИА PrimaMedia

— Из долговременного ухода человека можно перевести в активное долголетие и поддерживать его состояние?

— Нет, не всегда. Сам уход говорит нам о том, что мы должны человека максимально активизировать, обеспечить его автономность и достоинство его жизни. При этом мы понимаем, с чего все начинается — это когда к 60 годам появляются некоторые особенности в состоянии здоровья, так называемая старческая астения. Фактически, она может быть и не обнаружена сразу же. Некоторая замедленность движений, частые падения — так называемые гериатрические синдромы, которые очень долгое время остаются без внимания. И мы можем помочь человеку перейти в активное долголетие, когда первые функциональные расстройства только появляются.

 Термин “гериатрический синдром” используется для выделения клинических состояний у лиц пожилого и старческого возраста, отличных от категории “заболевание”. Гериатрические синдромы – это многофакторные состояния, формирующиеся в ответ на снижение функционирования многих органов и систем.

— Есть ли какая-то программа профилактики гериатрических синдромов? 

— Профилактика основных проблем — тех же падений, когнитивных нарушений, малого веса. Необходимо как можно раньше увидеть, выявить и провести профилактику. И возвращаясь к предыдущему вопросу, можно будет сказать, что человек не нуждается в долговременном уходе и программа активного долголетия пенсионеру подойдет – это активный образ жизни, занятия, хобби. Для некоторой части людей гериатрические синдромы могут усложнятся, но применяя определенные шкалы можно выявить, насколько глубоки поражения и куда человека направить. Именно поэтому мы начали с обучения. В рамках программы "Старшее поколение" в медицине примерно 22 человека уже прошли первый этап обучения на гериатров — сформировался штат подготовленных специалистов.

- Сколько всего человек в крае, которые нуждаются в такой помощи?

- Мы пока не знаем. Если говорить сугубо к подходу долговременного ухода, то мы только сделали первый шаг и выучили 84 специалиста социальных работников. Эта деятельность только начнется. Чтобы говорить о численности нуждающихся, то мы в первую очередь начнем с тех, кто уже обратился. На сегодняшний день около 4,4 тысячи человек проживают в учреждениях социального обслуживания на постоянной основе – это дома-интернаты для престарелых и инвалидов, а также психоневрологические интернаты. И у нас почти 8,2 тысячи человек, которые находятся на обслуживании в надомных условиях — вот это та категория, с которой мы начнем работать. Нужно подумать, как это делать, определить алгоритмы, научиться работать со шкалами, помимо этого мы хотим выстраивать работу с гериатрами.

— Как говорят специалисты, уход за человеком – это самое сложная в жизни работа. О том, что психологическая помощь нужна самому человеку, который прикован к постели – это понятно, а предусмотрены ли занятия по психологической помощи самому себе социальному работнику? Насколько это важно и как бороться с профессиональным выгоранием? 

— Я так полагаю, внимание к профессиональному выгоранию, где идет работа человек-человек, важно. Для того, кто обладает эмпатией, милосердием и работает в столь непростой ситуации — естественно много брать на себя. Здесь есть несколько важных моментов: нужно всегда отделять профессиональное от личного, уметь очень четко видеть эту границу и не нести домой сложные ситуации. Нужно уметь выполнять охранительные личные мероприятия, такие как сон, питание и так далее – не нужно это игнорировать. И в-третьих, понимание, что нужно заниматься еще чем-то, уметь отвлекаться, обзавестись хобби. Разными способами это может делать каждый. Кто-то любит танцевать, кому-то нравится музыка или плавать в море. Это самое простое, что нужно уметь делать. Профессиональное выгорание – это серьезная проблема и она у нас на каждом шагу.

От социального работника нужно максимальное понимание, и чтобы он, в первую очередь, выполнял то дело, ради которого пришел. Сегодня мы социальных работников в рамках повышения квалификации готовим и к тому, чтобы избежать конфликта, как внешнего, так и внутренного.

— Расскажите о планах на следующий год, какие профилактические меры введутся для улучшения жизни людей пенсионного возраста?

— Задача следующего года – это максимальный охват мобильными междисциплинарными бригадами пожилых граждан для выявления социально значимых заболеваний и их профилактики. Также в рамках долговременного ухода мы планируем ряд проектов. Например, проект по профилактике когнитивных нарушений, прежде всего, деменции. Не секрет, что проблема актуальная и деменция молодеет. Специалисты говорят, что раннее вмешательство, профилактическая работа в этом направлении у деменции может отвоевать 10 лет. Проблема серьезная, при этом простейшие исследования, простейшие шкалы помогают это рано выявить. Родственники могут не замечать, потому что человек в обычной жизни ведет себя нормально. Мы планируем сделать целый проект, направленный на профилактику деменции. 10 лет отвоевать у такого недуга – это очень серьезная задача. Также мы переходим к типизации. Это важно для того, чтобы понять, кто нуждается в долговременном уходе, а кто может получить помощь и пойти дальше, вне зависимости от того, сколько ему лет.

 Деменция — это синдром, при котором происходит деградация памяти, мышления, поведения и способности выполнять ежедневные действия.

 — Как именно планируется отвоевывать эти 10 лет?

— Сегодня когнитивные нарушения действительно очень распространенная тема, и статистика показывает, что деменция становится моложе. При этом есть ряд простейших шкал, которые на ранней стадии могут помочь выявить некоторые отклонения. Дайте своим родственникам нарисовать циферблат, на котором без десяти десять или пятнадцать минут третьего. Ну, число любое. И вы поймете, что нужно обратить внимание, потому что на ранних стадиях человек испытывает с подобным затруднения. Существует несколько таких шкал с простейшими вопросами.

219406
43
37