В Севастополе нет ресурсов, полезных ископаемых, крупных производственных мощностей, ради овладения которыми стоит отстаивать интересы каких-либо групп влияния. Проще говоря, нет поводов для конфликта на федеральном и региональном уровнях. Так прокомментировал ИА SevastopolMedia политолог Вадим Колесниченко некоторые моменты исследования о конфликтности элит в регионах Юга России, проведённое аналитическим центром "Юг" и опубликованное на сайте "Клуб регионов".
Согласно рейтингу, Севастополь входит в "зелёную зону" конфликтности, степень которой по 10-балльной шкале составляет 3 балла. В то время как Республика Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Ингушетия и Краснодарский край входят в "красную зону", где степень конфликтности находится в диапазоне 9-7 баллов. То есть она очень высока.
Волгоградская область, Крым и Ставропольский край набрали по 2 балла, Кабардино-Балкария – 1 балл, а Адыгея вообще ноль. Видимо, в последнем из перечисленных субъектов РФ, конфликтов не наблюдается вовсе.

рейтинг конфликтности элит в регионах Юга России. Фото: Фото: Клуб Регионов
В Севастополе нечем владеть
По данным рейтинга, основной целью для конфликта групп влияния Севастополя или крупных федеральных игроков с врио губернатора Михаилом Развожаевым является "желание добиться включения своих представителей в правительство Развожаева и посредством админресурса обеспечить соблюдение собственных бизнес-интересов".
По мнению Вадима Колесниченко, это очень глупый повод для конфликта.
— Какими ресурсами в правительстве Севастополя можно овладеть, чтобы на этом заработать?
Нужно быть неумным человеком, чтобы заходить самому во внутрь правительства и там пытаться выстраивать коррупционные схемы, – делится он.
Воевать в городе федерального значения за что-либо вообще смешно, так как в городе ничего нет, а то, что есть, простаивает из-за экономических санкций, уверен политолог.
— Чтобы в Севастополе были чьи-то интересы либо кто-то занимался финансированием политических процессов, здесь нужно чем-то овладеть. А чем? У нас нет ресурсов, у нас нет ископаемых, у нас нет крупных производственных мощностей. Портовые мощности простаивают из-за санкций. Поэтому воевать за что-либо в Севастополе смешно, – утверждает Колесниченко.
В качестве стороны конфликта в Севастополе на федеральном уровне экспертно-аналитический центр "Юг" приводит группу главы госкорпорации "Ростех" Сергея Чемезова. И вступает эта группа влияния, по данным рейтинга, в конфликт со структурами Аркадия Ротенберга (его компания строила Крымский мост, а в будущем займётся созданием в Балаклаве центра яхтенной марины. – прим. ред.). Известно, что "Ростех" заявлял о намерении строить в регионе медицинский кластер, и есть предположение, что госкорпорация также возьмётся за возведение очистных сооружений. Кроме того, люди Ростеха присутствовали и в самом правительстве Севастополя во времена Овсянникова.
Глава департамента внешних коммуникаций Олег Беркович считался глазами Ростеха, но был уволен.
В качестве региональных оппонентов Развожаева исследование приводит группу экс-народного мэра Алексея Чалого, крупных застройщиков и власти Крыма.
При этом возможным мотивом для конфликта со стороны Чалого называется "сохранение политического влияния и защита бизнес-интересов". Если говорить о представителях строительного бизнеса, то их мотивом для конфликта с Развожаевым является "желание на своих условиях участвовать в освоении бюджетных средств в рамках ФЦП и нацпроектов". А властям Крыма конфликт с врио губернатора Севастополя якобы выгоден для перераспределения средств федерального бюджета в пользу республики.
Всё дело – в непрофессионально выполненных проектах
По словам Колесниченко, есть хорошо просматриваемый интерес крупных девелоперов Севастополя и властей Крыма к освоению средств федеральной целевой программы. Однако у местного бизнеса не хватает мощностей, чтобы эти средства освоить.
— Мы до сих пор не осваиваем десятки миллиардов рублей. У нас не хватает ресурсов и мощностей. Ни у севастопольского, ни у крымского бизнеса, чтобы овладеть этими федеральными целевыми программами, – считает Колесниченко.
И связано это, по его мнению, с низким профессионализмом тех людей, которые готовят проекты и торги по реализации ФЦП.
— Начиная от очистных сооружений, заканчивая генеральным планом, парком Победы, культурным кластером на мысе Хрустальном, от которого дрожь берёт. Эти сырые проекты делаются исключительно для одной цели. Их подстраивают под того, кто согласится на неформальные отношения с теми, кто будет выделять эти деньги. Если бы всё делалось чисто и прозрачно, то проекты были бы адекватными и деньги бы использовались адекватно, – подчеркивает Колесниченко.
Политическое сеппуку
Как считает политолог Владимир Джаралла, речи о конфликте между названными группами влияния – в первую очередь Чалым – и Развожаевым сейчас не может идти, так как это грозит участникам процесса "политическим самоубийством".
— По мнению, которого придерживается большинство, потенциал конфликтности исчерпан. И возможный конфликт для всех участников выглядит политическим самоубийством. Со стороны федерального центра сейчас возникший конфликт будет выглядеть последней каплей, которая будет требовать какого-то радикального вмешательства, – утверждает он, умалчивая, впрочем, о том, о каком именно вмешательстве может идти речь.
Кроме того, Джаралла исключает, что конфликт между Развожаевым и Чалым накануне выборов не осуществляется только лишь потому, что этого не допускает Чалый. При этом политолог признаёт, что возможностей у бывшего народного мэра для информационного противостояния предостаточно.
В то время как Развожаев за всё время своего назначения не обзавёлся ни одним СМИ, лояльным по отношению к проводимой им политике.
Исключение – бюджетное "Севастопольское телевидение".
Севастопольский бунт
В целом соглашаясь с выводами, которые приводят составители рейтинга конфликтности в контексте Севастополя, политконсультант Сергей Михайлюк считает, что самой важной для Развожаева стороной конфликта могут явиться простые граждане, что может привести к "политическому взрыву" в регионе.
— С приходом врио у нас произошла деполитизация политических процессов. Это федеральный тренд. Но есть одна проблема – деполитизация рано или поздно может привести к огромному политическому взрыву. По мне, самый главный фактор конфликтности – это рядовые граждане, потому что именно они ножками обеспечивают электоральный успех тому или иному кандидату, в том числе господину Развожаеву, которому избираться осенью 2020 года, – уверен Михайлюк.
По его мнению, "если Развожаев считает себя губернатором всех севастопольцев, он должен отбросить все политические группы интересов и апеллировать интересами севастопольцев".
— Потому что только эта группа граждан способна легитимизировать его победу на выборах. Все остальные группы влияния – Чалый, девелоперы, власти Крыма – это временные истории, которые просто будут играть на проблематике севастопольцев для того, чтобы себе зарабатывать политические дивиденды. Если Развожаев этого не понимает, это очень печально, что подтверждает то, что у него нет грамотных внутриполитических конструкторов и внутриполитического блока, – подчеркивает политконсультант.
В конце исследования приводится два вывода. По мнению авторов, Михаил Развожаев на текущий момент "сохраняет выданные "авансом" доверие и поддержку Кремля, и это его ключевой ресурс. При этом уже к середине 2020 года он обязан будет продемонстрировать позитивную динамику в социально-экономической сфере. Не менее важной является задача консолидации севастопольских элит, с которой не справился ни один из предшественников Развожаева".
Кроме того, врио, по мнению аналитиков "Юга", "пока удаётся поддерживать "вооруженный нейтралитет" с группой Чалого, однако наличие этого и других центров силы, лоббирующих собственные интересы, создаёт значительный конфликтный потенциал. Реализоваться в форме открытого элитного конфликта он может ещё до выборов 13 сентября 2020 года.
Напомним, в середине июля 2019 года Михаил Развожаев, сменив на посту своего предшественника Дмитрия Овсянникова, был назначен президентом России временно исполняющим губернатора Севастополя.
К концу сентября он обновил состав городского правительства, в котором почти не осталось представителей бывшего главы города. Зато туда вошли представители так называемой команды Алексея Чалого. В частности, вице-спикер заксобрания первого созыва Александр Кулагин и бывший сенатор Совета Федерации Ольга Тимофеева получили должности вице-губернаторов Севастополя. Первый курирует здравоохранение, Тимофеева – образование.
Многими экспертами отмечается тот факт, что со времён назначения Развожаева на должность врио губернатора региона, со стороны средств массовой информации, которые так или иначе связывают с Чалым, не было инициировано ни одного существенного информационного выпада. Эксперты связывают это, в частности, с тем, что между Развожаевым и бывшим народным мэром существует некая договорённость, которая предполагает нейтральную позицию к действиям врио губернатора перед выборами главы региона.