T2 объявляет понедельник днем подарков
12 мая, 09:00
Вахта Победы: Подписание акта о капитуляции и Великая Победа
11 мая, 22:00
"Аудитория в Приморье тяготеет к контенту с элементами мистики и необычного"
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Сахалин дает деньги в заем Родине
11 мая, 10:00
Вахта Победы: Наступил великий день победы над Германией!
11 мая, 09:00
Дальний Восток 11 мая. Начало вооруженного конфликта на р. Халхин-Гол
11 мая, 07:00
СК России займётся ситуацией с разрушенной дорогой в Приморье
10 мая, 21:27
Подвиг "Таганрога": как танкер владивостокской нефтебазы спас город от катастрофы
10 мая, 19:04
Всеобщая конфедерация профсоюзов призвала сохранять и передавать новым поколениям правду о Великой Победе
10 мая, 18:16
Клещи атакуют: более 1200 человек пострадали в Приморье с начала сезона
10 мая, 18:11
Фонд ВВН Владимира Николаева оказал беспрецедентную поддержку движению "За Россию"
10 мая, 17:49
В Приморье грузовой поезд насмерть сбил молодого мужчину
10 мая, 15:08
Получил семь ранений: Ольга Зотова о судьбе и творчестве художника-приморца Кирилла Шебеко
10 мая, 14:37
Вместо автобуса — самолёт: Суйфэньхэ хочет наладить перелёты во Владивосток
10 мая, 13:40
Ветеранов Великой Отечественной чествовали в Адмиральском сквере Владивостока
10 мая, 13:05

Марина Шемилина: Сохранить бизнес в случае долгого уголовного преследования - нереально

Бизнес-омбудсмен Приморья – о резонансных уголовных делах, потерях бизнеса и о возможностях института уполномоченных в таких ситуациях
7 февраля 2020, 13:30 Бизнес
Марина Шемилина ИА PrimaMedia
Марина Шемилина
Фото: ИА PrimaMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Тема взаимоотношений бизнеса и правоохранительно-судебной системы широко освещалась в медиа-пространстве Приморья в декабре 2019-го – январе 2020 года. В конце минувшего года, напомним, завершился ряд уголовных процессов над известными в регионе предпринимателями, а 15 января в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию, посвященном по преимуществу социально-конституционным вопросам, Владимир Путин, тем не менее, подтвердил, что проблема "силового давления на бизнес" остается на контроле руководства страны.  По просьбе редакции ИА PrimaMedia  о своем видении ситуации на региональном уровне рассказала Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Приморском крае Марина Шемилина.

"В уголовном процессе у нас полномочий нет. Но мы работаем"

 — Я бы не сказала, что по итогам 2019 года у нас были какие-то скачки в количестве обращений предпринимателей, посвященных вопросам уголовного преследования по "экономическим" статьям. По нашим многолетним наблюдениям, количество таких жалоб составляет 5-7% от общего объема обращений, поступающих в аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Если говорить об этих 5-7%, то часто бывает, когда предприниматели обращаются к уполномоченному достаточно поздно, когда дело уже поступило в суд. У уполномоченных по защите прав предпринимателей и так немного возможностей в рамках уголовных процессов. Например, в том же Уголовно-процессуальном кодексе РФ участие нашего института не закреплено.

Но мы, естественно , конечно же работаем по таким обращениям. Практика показывает, что мы можем помочь предпринимателям на стадии следствия – в части оспаривания самой законности возбуждения уголовного дела, выявления процессуальных нарушений.  

Но, повторюсь, на стадии судебного рассмотрения мы никоим образом не сможем повлиять на результат, не являясь стороной в процессе. Хотя, разумеется, поступают обращения, когда уже принято решение первой инстанцией, когда дело уже дошло до Верховного суда РФ.

Наше участие может дать какой-то эффект, когда, например, предприниматели жалуются на то, что их дело, что называется, "затягивается". И это действительно беда для бизнеса – затягивание расследования.

Отдельный момент – когда предприниматели сами требуют возбудить уголовное дело и, соответственно, недовольны отказом правоохранительных органов или недостаточно быстрым возбуждением дела. Сразу скажу, что мы очень осторожно относимся к таким жалобам – хотя бы потому, что мы видим точку зрения лишь одной стороны, объективной же картины нет.  И в таких случаях мы выступаем за то, чтобы соответствующие органы не затягивали рассмотрение заявлений предпринимателей и давали материалам объективную правовую оценку. Это очень важно, поскольку бывали случаи, когда рассмотрение таких жалоб откладывалось до тех пор, пока сроки давности привлечения виновных к ответственности просто истекали. 

"Статья о "преступном сообществе" – чтобы поместить в СИЗО"

 — Что касается конкретных событий прошлого года, связанных с темой нашего разговора, то вы знаете, что в 2019 году наконец-то закончилось уголовное преследование предпринимателя из Дальнереченска Ёкуба Каримовича Фозилова, которое длилось более 5 лет. Мы с самого начала работали по его делу, в частности, по изменению ему меры пресечения.

От редакции ИА PrimaMedia:

 — Уголовное преследование индивидуального предпринимателя из Дальнереченска Ёкуба Фозилова началось в 2014 году.  Следственным управлением УМВД по Приморскому краю Фозилову были инкриминированы две статьи УК РФ – ст. 206 ("Незаконная рубка лесных насаждений") и ст. 210 ("Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)"). Из-за наличия в деле "тяжелой" ст. 210 Фозилову была избрана мера пресечения в виде помещения в СИЗО, в котором он просидел 2,5 года. Все 5 лет, пока шло следствие, имущество предпринимателя находилось под арестом.

История Ёкуба Фозилова получила большой резонанс как в бизнес-сообществе, так и в прессе. Делу Фозилова был посвящен один из выпусков программы "Человек и закон" на "Первом канале". В 2018 году предприниматель был выпущен из СИЗО, в 2019-м все обвинения с него были сняты.

Интересный момент: мы первые в России вскрыли существенный пробел в законодательстве – невозможность обменять паспорт, если гражданин находится в СИЗО. Индивидуальному предпринимателю Фозилову исполнилось 45 лет, когда он находился под стражей. Понимаете, что паспорт в такой ситуации было менять просто необходимо, а ему отказывали в этом. В ГУФСИН сообщили, что это не входит в их полномочия, поскольку они обеспечивают документами осужденных, а Фозилов осужденным не был. Другим службам в СИЗО, понятное дело, хода не было. С этой проблемой я дошла до заместителя Генерального прокурора РФ, и только после разговора с Юрием Александровичем Гулягиным (который курировал органы надзора в ДФО до 2019 года – ред.) удалось разрешить эту ситуацию. Фозилову выдали новый паспорт, но сам пробел в законодательстве до сих пор не ликвидирован. Мы с этим обратились к Уполномоченному при Президенте РФ по защите прав предпринимателей  Титову Борису Юрьевичу.

Возвращаясь к самому уголовному преследованию предпринимателя. В августе 2019 года, как известно, с Фозилова была снята ст. 210 УК РФ. Это, я считаю, был как раз тот случай, когда привлечение предпринимателя по этой статье нужно для того, чтобы обосновать меру пресечения, связанную с лишением свободы, и поместить в СИЗО. Мы в своих самых первых письмах по этому делу прямо указывали, что никакого "преступного сообщества" там не было, это просто абсурд.

В мае 2019 года была организована встреча регионального бизнес сообщества с новоназначенным тогда прокурором Приморского края Николаем Леонтьевичем Пилипчуком.  Мы дали слово Ёкубу Каримовичу, чтобы он озвучил свою ситуацию. Также это дело было рассмотрено на межведомственной рабочей группе при Генеральной прокуратуре РФ с участием Бориса Титова, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, и Александра Калинина, руководителя  "Опоры России". Так нам совместными усилиями удалось снять с предпринимателя все обвинения: сначала 210-ю статью, а затем, в декабре прошлого года, и ст. 260 УК РФ.

Это, я считаю, была большая победа, хотя результат, конечно, заставил себя долго ждать. И здесь я хочу отметить, что огромное значение имеет позиция самого предпринимателя, который не опускал руки, постоянно обращался во все органы, куда имел право обращаться.

От редакции ИА PrimaMedia:

 — В декабре 2019 года президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Госдумы законопроект, предусматривающий выведение бизнеса из-под действия ст. 210 УК РФ об организации преступного сообщества. Глава государства предложил, по сути, запретить уголовное преследование учредителей, руководителей и сотрудников компаний лишь по причине того, что юрлицо или ИП имеет организованную структуру. В случае принятия законопроекта Госдумой органам следствия для применения ст.210 в отношении предпринимателей придется доказывать, что организация была создана именно с целью совершения противоправных действий.

Этому законопроекту Владимир Путин также уделил внимание в ходе оглашения очередного послания Федеральному Собранию РФ 15 января этого года. Уже 16 января президентский законопроект был рассмотрен комитетом ГД РФ по безопасности и противодействию коррупции и рекомендован к принятию в первом чтении.

"Суд не видел в Дроздове предпринимателя"

— Дело Олега Валерьевича Дроздова было первым, на котором я в качестве уполномоченного по защите прав предпринимателей присутствовала в суде, когда защита опротестовывала заключение его под стражу в 2013 году и обратилась к нам.

От редакции ИА PrimaMedia:

 — Олег Дроздов, бывший руководитель компании "Востокстройсервис", был в июне 2019 года приговорен Фрунзенским районным судом Владивостока по ч.4 ст.159 УК РФ ("Мошенничество") к 7 годам лишения свободы и штрафу в 900 тысяч рублей. Ему инкриминировали нанесение ущерба государству в 325 млн рублей при рекультивации полигона ТБО в краевом центре. Сама рекультивация проводилась в 2009-2010 годах в рамках подготовки города к саммиту АТЭС-2012, заказчик – структура администрации Приморского края – принял объект без замечаний и ввел его в эксплуатацию.

Уголовное преследование Дроздова началось в 2013 году, около года предприниматель провел в СИЗО, после был освобожден из следственного изолятора под залог. За время уголовного преследования Дроздова практически все его активы были обанкрочены. Защита предпринимателя с самого начала следствия настаивала на применении к Дроздову действовавшей на тот момент ст.159.4 УК РФ ("Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности"), мера пресечения в виде лишения свободы при которой не допускалась. 

В ноябре 2019 года Приморский краевой суд своим апелляционным определением признал неверной применение в отношении Дроздова ст.159 УК РФ и освободил его от уголовного преследования в связи с истечением сроков давности по ст. 159.4.

Судья в самом начале не видела в нем (в Дроздове – ред.) предпринимателя и отказывалась применять ст. 159.4. Я представила свое заключение, откуда следовало, что он — предприниматель, что вменяемое ему преступление было совершено не просто в неопределенный период осуществления предпринимательской деятельности, а в процессе исполнения конкретного контракта. Нам было сказано: "Какая это предпринимательская деятельность? Это государственный бюджет". Даже представленные  выписки из ЕГРЮЛ судья не принимала в качестве подтверждения статуса субъекта предпринимательской деятельности.  Очень странная позиция судьи, которая, с учетом моего первого тогда участия в судебном заседании, просто меня шокировала.

Знаете, когда человек верит в правосудие, ему кажется, что если все должно быть по закону, то все и будет по закону. Мы, как я уже говорила, в суть уголовных дел, где присутствуют предприниматели, не вмешиваемся,  поскольку не можем быть уверены в своей объективности. По тем материалам дела Дроздова, которые у нас были, вины мы не видели. Но вот то, что его отказывались считать предпринимателем, было странно.

Я считаю, что отношение судей в таких вопросах должно меняться. Как понимать утверждение о том, что "контракт — это не предпринимательская деятельность"? И это при том, что в поручениях президента прямо говорится о необходимости роста участия бизнеса в государственных закупках, утверждены целевые показатели.

Вообще же дело Дроздова — это было во многом показательное дело. С самого начала банки начали претендовать на досрочное погашение всех кредитов, сотрудников и контрагентов начали допрашивать. Бизнес понемногу начинает, так сказать, скукоживаться. Я даже приводила в пример дело Дроздова на мероприятии Международного инвестиционного форума "Сочи-2014" с участием руководителей правительства РФ, озвучивала данные о финансовых потерях бизнеса, сокращении рабочих мест и т.д.

"70-80% уголовно преследуемых предпринимателей теряют бизнес"

 — Мы видим, что 70-80% предпринимателей, в отношении которых были возбуждены уголовные дела, длящиеся достаточно долго, теряют свой бизнес. Потому что сохранить его в таких условиях – нереально.

Да, окончание этих двух дел (Фозилова и Дроздова – ред.) с какой-то стороны вселяет оптимизм: все-таки чего-то можно добиться. Но, с другой стороны, какими усилиями и сколько времени нужно этого добиваться? Очевидно, что такая ситуация не способствует развитию предпринимательства, и в этом – большая проблема.

Фозилов, насколько известно, вышел из своей истории с огромными потерями для бизнеса. У Дроздова ситуация аналогичная. Естественно, что масштабы бизнеса у этих людей сильно отличаются, но последствия, по сути, одинаковые – все разрушено.

К слову, у Бориса Юрьевича Титова сейчас есть общественный помощник Юрий Осипенко. Предприниматель, который 7 или 8 лет провел в СИЗО, был осужден, а потом был освобожден по УДО. И причем даже не скажешь по человеку, что такое у него в жизни было. Не озлобился, сейчас на общественных началах помогает Титову как раз по таким случаям. Ему самому, кстати, удалось сохранить бизнес, потому что очень помогала в этом сестра. Этот предприниматель потом выступал на региональной конференции уполномоченных и говорил, что

буквально на второй-третий день в СИЗО к нему пришли с "предложениями". Говорил о том, что "предложения" такие поступают практически всем предпринимателям, которых заключают под стражу.  Очень многие соглашаются — по разным соображениям.  

От ИА PrimaMedia отметим, что традиционный совместный прием представителей регионального бизнес-сообщества прокурор Приморского края Николай Пилипчук и Уполномоченный по защите по защите прав предпринимателей в ПК Марина Шемилина проведут в этом году 12 февраля. Мероприятие начнется в 15.00 часов в помещении прокуратуры Приморского края по адресу: Владивосток, ул. Фонтанная, 51.

Предварительная запись на прием идет в приемной прокуратуры Приморского края (Владивосток, ул. Фонтанная, 51) и по телефону 8(423)240-62-04. Также записаться для участия в мероприятии можно в приемной краевого бизнес-омбудсмена по телефону 8(423) 241 -20-01 (электронная почта ombudsman@primorsky.ru).

17492
43
7