С введением масочного режима в торговых точках Приморского края начались конфликты между персоналом и покупателями. В то же время и юристы, и ритейлеры подтвердили ИА PrimaMedia, что посетителя без маски не имеют право не пустить в магазин или отказать ему в обслуживании.
"Меня не пустили в магазин без маски. Охранник сказал, что его не волнует, где я ее возьму. Пришлось пойти в ближайший супермакет – там запретов нет", — рассказал один из жителей Владивостока.
Решением оперативного штаба Приморского края от 29 апреля "руководителям организаций, не приостанавливающих деятельность, рекомендовано ограничить оказание услуг посетителям без средств индивидуальной защиты".
Соответственно, у предпринимателей появились вопросы, могут ли их оштрафовать за покупателя без маски, а у горожан – имеют ли право отказать им в обслуживании.
"У ритейлеров нет правовых оснований не пустить покупателя без маски. И не обслужить его они тоже не имеют права. Речь идет о рекомендациях, которым сеть "Самбери" следует. В торговых залах мы повесили плакаты. На входе гражданам предлагают приобрести маски, работает аудиоповещение. Соответствующую работу ведут консультанты", — рассказала начальница отдела рекламы и PR-сети "Самбери" Вета Вольгушева.
По словам бизнес-омбудсмена Приморья Марины Шемилиной, предпринимателя не могут оштрафовать, если покупатель не в маске. Штраф и приостановление деятельности до 90 суток возможны, если его сотрудники нарушают санитарно-эпидемиологические требования, установленные для розничной торговли.
Как пояснил агентству адвокат Сергей Шарманкин, контроль за соблюдением масочного режима покупателями не является обязанностью продавцов или владельцев предприятия.
"В соответствии с решением оперативного штаба сотрудники сети продуктового направления должны быть в масках и перчатках. Штрафовать предпринимателя за то, что в магазин зашел человек без маски, не имеют права, и это не соответствует разъяснениям, которые дает оперативный штаб. Другие дело, что в некоторых муниципальных образованиях возможны перегибы на местах. Но в таком случае, когда материалы дела передадут в суд, оно должно быть прекращено. Юрлицо не обязано отвечать за соблюдение масочного режима покупателями. Также охранник не имеет права не пустить гражданина в торговый зал, прогонять его, угрожать и т.д. – это уже подпадает под определенные юридические последствия. Он может только рекомендовать", — комментирует Сергей Шарманкин.
Некоторые торговые сети раздают маски на входе, но для большинства такая система слишком накладна, так как при посещаемости небольшого магазина тысяча человек в день и стоимости маски 30 рублей это означает дополнительные ежедневные издержки 30 тысяч рублей.
"Предприниматели оказались между молотом и наковальней, хотя им и так сегодня приходится очень нелегко. Покупательная способность серьезно упала, и каждый клиент ценен. А настойчивые убеждения надеть маску часто заканчиваются конфликтом", — говорит предприниматель Лариса Бутенко.
По мнению собеседницы агентства, чтобы масочный режим соблюдался строже, необходимо вести системную работу с людьми.
"Клиентам-предпринимателям я советую повесить в залах соответствующие плакаты и провести работу с персоналом, чтобы посетителям напоминали о масочном режиме. И, конечно, требования, предусмотренные в связи с угрозой распространения инфекции, должны соблюдаться в полной мере", — пояснил адвокат Сергей Шарманкин.
Отметим, 8 мая рейды сотрудников административных комиссий, МЧС и полиции во Владивостоке выявили нарушителей среди ритейлеров. За эти нарушения специалисты ведомства выписали протоколы о приостановлении деятельности предприятий до устранения нарушений. "В продуктовом магазине на Хабаровской, и в супермаркете зоотоваров на Ладыгина не было сертифицированных моющих средств, что является серьезным нарушением дезинфекционных мероприятий. Также работниками не соблюдались масочный режим и правила личной гигиены", – рассказали в Роспотребнадзоре.