По данным научных публикаций, самым близким к виновнику последней пандемии является сегодня штамм коронавируса RatG13. Он был взят у летучей мыши, отловленной в ходе специальной экспедиции в провинции Юньнань еще в 2013 году. Как сообщила китайская исследовательница Ши Чжэнли, этот образец с тех пор хранился в лаборатории Института вирусологии Уханя, а не так давно обнаружилось, что он генетически почти близнец SARS-CoV-2, сообщает ИА PrimaMedia со ссылкой на газету "Известия".
Китайская исследовательница Ши Чжэнли была ключевой фигурой исследований 2015 года, связанных с созданием химерного коронавируса, демонстрирующего свою способность заражать клетки человека. С ее именем связывают также предположения о будто бы искусственной природе SARS-CoV-2. На данный момент они не подтверждены ни одним прямым доказательством.
Не так давно исследовательница опубликовала статью "Открытие нового коронавируса, связанного с недавней вспышкой пневмонии у людей и ее потенциальным происхождением от летучей мыши" в журнале Nature, где объявила о найденном в коллекции собственной лаборатории Института вирусологии в городе Ухань образце коронавируса RatG13, который был изолирован в 2013 году из летучей мыши.
В статье написано, что, согласно двум проведенным анализам, которые определяют степень сходства или различия одного генома по отношению к другому, можно утверждать, что образец RatG13 с общей идентичностью последовательности генома на 96,2% является ближайшим родственником SARS-CoV-2 и образует с ним отдельную эволюционную ветку, отличаясь от других коронавирусов SARS.
"Я понимаю, почему Ши Чжэнли опубликовала сейчас работу про RatG13. Этим она хочет сказать: у меня есть вирус от летучей мыши, он взят из дикой природы. Если вы мне не верите, пойдите в дикую природу и найдите. Для нее эта публикация — доказательство того, что вирус не был создан искусственно", — считает специалист по коронавирусам, заведующий лабораторией экологии микроорганизмов ДВФУ Михаил Щелканов.
По мнению Михаила Щелканова, в ситуации, когда правительства США и стран-сателлитов готовятся предъявить претензии Китаю из-за пандемии, это поведение вполне понятно.
Ученые из КНР демонстрируют, что они ничего не создавали, а активно занимались мониторингом коронавирусов на территории своей страны.
И что они не просто могут, а обязаны это делать в интересах всего человечества, добавил специалист.
"Когда пытаются обвинить исследователя коронавирусов Ши Чжэнли в том, что она нашла довольно далекий с точки зрения генетического родства образец RаtG13 и из него сделала то, что сейчас трясет весь мир, — это полный абсурд. Выбор RаtG13 для таких экспериментов выглядит нелепо, это не поддается логике лабораторных исследований", — уверена заведующая лабораторией анализа генома Института общей генетики им. Н.И. Вавилова РАН Светлана Боринская.
По ее словам, после эпидемии SARS в 2002 году Ши Чжэнли занималась поиском коронавируса в дикой природе. Тогда она и наткнулась на RаtG13. Так как он генетически был очень далек от первого SARS, исследовательница положила вирус "на полку", проанализировав лишь маленький фрагмент его генома. Теперь же, когда началась пандемия, вызванная SARS-CoV-2, и идут активные поиски источника коронавируса, исследовательница еще раз обратилась к своей коллекции, в которой оказался родственный патоген с генетическим сходством в 96,2%.
Специалисты Всемирной организации здравоохранения подтвердили "Известиям", что все имеющиеся на сегодняшний день данные свидетельствуют о том, что вирус имеет естественное животное происхождение и не является сконструированным.
Однако судить о том, что действительно произошло в Ухане, откуда, как считается, началась эпидемия, специалисты организации могут лишь опосредованно. ВОЗ в настоящее время не участвует в исследованиях, проводимых в Китае, — сообщили "Известиям" в организации.
Если взять за основу теоретические рассуждения, с опорой на научную литературу и описываемые в ней возможности, то вероятность того, что RatG13 был прямым "исходником" для SARS-CoV-2, очень мала, но она есть, поскольку он был в коллекции Ши Чжэнли очень давно и мог использоваться в экспериментах много лет назад, — считает pyководитeль Научно-образовательного центра геномных исследований СФУ, профессор Гёттингенского университета (Германия) Константин Крутовский. Скорее всего, "исходником" является близкий к RatG13 штамм.
"Практически очевидно, что SARS-CoV-2 является продуктом рекомбинации между каким-то близким к RatG13 штаммом и одним из коронавирусов панголина — например, близкого к недавно отсеквенированному Pangolin-CoV-2020. При этом у него имеется уникальная вставка в S-гене, предположительно, усиливающая его патогенность. Интересно, что до сих пор SARS-CoV-2 не найден в природе, и неизвестен его природный носитель, несмотря на очень интенсивные поиски, — рассказал Константин Крутовский. — Если неизвестны точные данные, то для выбора между двумя гипотезами ученые часто используют так называемый методологический принцип "бритва Оккама", когда правильной считается гипотеза с самым простым объяснением, требующим меньше всего допущений. В данном случае, с моей точки зрения, пока нужно сделать больше допущений, чтобы объяснить возникновение этого рекомбинантного вируса с уникальной мутацией-вставкой в S-гене природными явлениями, нежели тем, что он создан в лаборатории из образцов, близких к RatG13 и Pangolin-CoV-2020".
Впрочем, Константин Крутовский подчеркнул, что это умозаключение базируется лишь на возможностях науки и ни в коем случае не может послужить основанием для обвинений китайских ученых.