Постепенное снятие ограничений на занятие тем или иным бизнесом в условиях карантина, вызванного распространением коронавируса в российских регионах, включая Дальний Восток в целом и Приморье в частности, конечно, вселяет надежу, что "просевшая" экономика начнет "выпрямляться". О том, что нужно делать для выхода из кризиса, вызванного ограничительными мерами, которые были введены в связи с пандемией COVID-19, корр. ИА PrimaMedia побеседовал с заместителем председателя Приморского регионального отделения "Деловой России" Алексеем Губаревым.
Напомним, 23 марта 2020 года председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Алексей Репик направил президенту России Владимиру Путину письмо с предложениями по поддержке бизнеса и населения в условиях текущей эпидемиологической и экономической обстановки.
Предлагаемые "Деловой Россией" меры были направлены на стимулирование кредитования и уровня спроса со стороны государства, поддержание платежеспособного спроса среди граждан, сокращение операционных издержек предприятий и облегчение экспортно-импортных операций, а также на поддержку граждан в группе риска.
Отдельным блоком в письме были выделены экстраординарные меры для предотвращения распространения инфекции. Чтобы защитить граждан из группы риска, "Деловая Россия" предлагала ввести электронные рецепты и возможность покупать некоторые рецептурные лекарства дистанционно. Кроме того, предлагалось ускорить процедуры экспертизы, регистрации и апробации методов терапии коронавирусной инфекции.
Приоритетными направлениями развития "Деловая Россия" считает информационные и генетические технологии в сферах безопасности, здравоохранения и транспорта. На них предлагалось выделить средства Фонда национального благосостояния.
Стоит отметить, что предложения "Деловой России" были услышаны. Что-то в той или иной мере уже реализовано.
Так, уже 26 марта правительство РФ обнародовало инициативу по субсидированию кредитных ставок малому и среднему бизнесу на выдачу зарплат, а по уже выданным кредитам отложить уплату процентов на полгода. При этом банки должны были компенсировать треть этих процентных платежей из собственных средств, что вызвало определенное напряжение в банковской среде, о чем тогда же сообщил "Коммерсантъ".
"Государство не должно перекладывать социальную ответственность, в том числе и за собственные решения, которые привели экономику к спаду. Такой подход только увеличит число отказов в кредитах МСБ",— привело издание мнение топ-менеджера банка из первой десятки.
По мнению заместителя председателя Приморского регионального отделения "Деловой России" Алексея Губарева, предлагая подобные меры поддержки малого и среднего бизнеса, правительство не учло тот факт, что банкиры такие же бизнесмены, как и те, кому они призваны были оказать поддержку. Банки тоже должны зарабатывать, и у них так же существует задача оставаться на плаву.
— Может быть, только самые крупные банки с государственным участием могут позволить себе снизить проценты по кредиту и давать отсрочки по его погашению. Но малые банки, включая приморские, региональные, в силу своего размера не могут себе это позволить. В противном случае они не выживут, а это плохо, поскольку эти банки платят налоги в бюджет Приморского края, — отметил Алексей Губарев.
Сегодня Приморье движется в рамках национального кризисного тренда, подчеркнул собеседник агентства. Судить об этом можно хотя бы по падению грузопотоков как в целом по стране, так и в Приморье. Впрочем, эта тенденция наблюдается во всем мире, несмотря на то что, в принципе, на грузовые перевозки сильных ограничений никакие страны не вводили. Падение логистической активности является прямым следствием падения потребительской активности.
Таким образом, возвращение потребительской активности на прежний уровень следует считать первым условием постепенного выхода из кризисной ситуации, считают в Приморском региональном отделении "Деловой России". С этой точки зрения показательна ситуация в соседнем Приморью Китае.
— Уже сейчас наши партнеры в КНР констатируют, что население страны начинает возвращаться к тем объемам потребления, которые существовали до введения чрезвычайных мер из-за COVID-19. За время ограничений китайские потребители соскучились по походам в магазины. На мой взгляд, когда ограничительные меры будут окончательно сняты по всему Китаю, на небольшой период времени объем потребления превысит объем, который был до ограничительных мер, — сказал Алексей Губарев.
В связи с этим у приморских производителей-экспортеров, чья продукция ориентирована на Восточную Азию, имеются неплохие шансы закрепиться на китайском рынке.
— Могу предположить, что сегодня на китайском рынке накопился некий потенциал потребления иностранных, в частности российских товаров, прежде всего продуктов питания. И приморскому бизнесу нужно быть готовым восполнить тот недостаток российских продуктов, который образовался из-за пандемии. В этот короткий промежуток времени можно успеть зайти на рынок Китая с чуть меньшими затратами на волне роста потребительского спроса. Шанс зайти и закрепиться на рынке Китая есть, но он, как обычно, небольшой. Просто экспортно ориентированный бизнес Приморья получит некую "фору", если, конечно, успеет подготовиться к этому. Готовиться я бы посоветовал уже сейчас, поскольку, в Китае сейчас происходит процесс изменения товаропроводящей цепочки. Некоторые торговые сети и магазины либо сменили формат, либо закрылись, на их месте возникают новые магазины и торговые сети. Естественно, они ищут партнеров, в том числе на российском Дальнем Востоке, — заметил Алексей Губарев.
Что касается потребительской активности на внутреннем рынке дальневосточных регионов, то здесь она наблюдается в основном в продовольственном секторе. Но это и понятно — этот сектор под ограничительные меры не попал. Но даже и там общий психологический фон негативно сказывался на работоспособности сотрудников.
Основной удар приняла на себя торговля товарами легкой промышленности (одежда, обувь и т.д.), сфера услуг, туризм и гостиничный бизнес. И чем мельче был бизнес, тем сильнее коснулись его ограничительные меры. Однако потенциал потребительского роста есть и в этих отраслях, особенно в сфере услуг и развлечений. По мере снятия ограничений с этих отраслей "просадка" экономики будет компенсироваться.
Трудно сказать, что кто-то особо выиграл от кризиса. Примеры тех, кто заработал на продаже и изготовлении масок, не показательны. Понятно, что это не постоянный бизнес. После снятия ограничительных мер возможен рост спроса на услуги фитнес и спортивных залов. Но, как полагают в региональном отделении "Деловой России", рост этот будет недолгим.
— Станет ли другим Приморье после пандемии? Если мы говорим про потребительские привычки и модели поведения, то они вряд ли изменятся. Возможно, они перейдут в другой класс. Скорее всего, кризис усугубит и ускорит этот переход. Нельзя говорить, что экономика Приморья сильно упала в данный момент. Перекосы, существующие в ней, не являются следствием пандемии. Сильной стороной экономики Приморья по-прежнему является расположение и отработанная логистика: морская, железнодорожная и автомобильная. В Восточной Азии Приморье по-прежнему оценивается как сельскохозяйственный, рыбодобывающий и лесопромышленный регион. То есть его экономика, как и экономика всей страны, держится на производстве сырья, в то время как во всем мире прежде всего развиваются технологии, в том числе ИТ, и упор делается на интеллектуальную составляющую добавленной стоимости. Наверное, в этом направлении и надо двигаться. В частности, в Приморье не хватает специалистов, которые могли продвигать и выгодно продавать нашу продукцию на внешних рынках. Профессиональных посредников, которые могли бы договориться о продаже по приемлемой цене, которые могли бы проконтролировать качество продукции в соответствии с требованиями заказчика Да, это бы увеличило стоимость товара. Но это увеличило бы и товарооборот, — отметил Алексей Губарев.
По мнению собеседника агентства, количество бизнесменов в регионе не уменьшится. Часть из них, может быть, перейдет в число наемных работников. Но может быть и обратный процесс: люди, потерявшие работу в той или иной компании, начнут собственный бизнес. В любом случае в бизнесе появляются всегда молодые, смелые, дерзкие. Опыт прошлых кризисов показывает, что предпринимательская активность восстановится достаточно быстро.
— Что касается перспектив для экономики края в связи с девальвацией рубля, то тут я бы разделил вопрос на две части. На внутреннем российском рынке последствия могут быть негативными, потому что себестоимость, выраженная в рублях, будет возрастать. Соответственно, поползут вверх и цены, — отметил Алексей Губарев. — А вот экспортеры путем снижения цен, выраженных в долларах, смогут завоевать дополнительную долю внешнего рынка. Если они этого не сделают, то могут проиграть в ценовой конкуренции другим зарубежным участникам рынка, тем более что и многие другие захотят воспользоваться такой возможностью.
Приморское региональное отделение "Деловой России" продолжает следить за ситуацией, в которой оказалась экономика региона в связи с пандемией COVID-19. Целью мониторинга является выработка предложений по выходу из кризиса.
— "Деловая Россия" не просит помощи у государства, а предлагает конкретные меры. Мы прекрасно понимаем, что если мы будем ждать у моря погоды, то ничего ровным счетом не произойдет. И если мы будем просить абстрактной помощи без конкретики, то чиновники предложат очередное решение, которое будет казаться им эффективным, хотя совсем не факт, что оно будет эффективно для бизнеса. Лишь в процессе конструктивного диалога можно добиться устраивающих все стороны результатов, и приморская "Деловая Россия" готова к такой работе с властями региона, — сказал Алексей Губарев.