Сегодня перед региональным руководством стоит много задач в области жилищно-коммунального хозяйства. Это и защита населенных пунктов в период паводков, и совершенствование механизмов мусорной реформы, которая до сих пор вызывает недовольство населения, и ремонтные кампании по строительству и модернизации ливневой канализации, систем водоснабжения, учитывая, что в ряде мунобразований ливневка отсутствует в принципе, а качество воды оставляет желать лучшего. Много вопросов вызывает реализация программы "1000 дворов", перекинувшаяся из дворовых территорий на скверы и парки. Традиционно июльская тема – индексация тарифов ЖКХ. Обо всем этом на встрече с журналистами 30 июня рассказала заместитель председателя правительства Приморского края, курирующего вопросы жилищно-коммунального хозяйства, Елена Пархоменко, сообщает ИА PrimaMedia.
— Елена Александровна, на следующей неделе снова обещают сильные осадки. Какие меры принимаются в крае, чтобы защитить население в период паводков?
— В прошлом году в рамках госпрограммы "Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Приморского края" было расчищено более 50 км русел рек, восстановлены береговые линии. Это спасло от затопления многие населенные пункты. Ведется большая работа по реконструкции дамб. Отремонтированы дамбы в селах Дальний Кут, Рощино и Мельничное Красноармейского района. Из федерального бюджета Приморью как субъекту, где проблема паводков остро встает каждый год, выделены средства на спрямление и дноуглубление рек. Такие работы уже проведены на реках Кулешовка и Спасовка, охвачено более 5 км территории. В этом году запланировано дноуглубление на реке Шкотовская в Шкотовском районе. Ведутся работы по реке Белая в Дальнереченске. Завершаются строительство и приемка работ на дамбах в селе Новомихайловка Чугуевского района, реконструкция дамбы на Кугуковском водохранилище Уссурийска. В пятницу мы планируем очередной выезд в Уссурийск, чтобы посмотреть по дорожной карте, как продвигаются эти достаточно серьезные и дорогостоящие мероприятия.
Кроме того, продолжается работа с федеральным агентством водных ресурсов по выделению средств в 2021-2023 годах на строительство новых дамб в селе Шумное Чугуевского района и Лесозаводске, берегоукрепление в селе Рощино. Ведутся проектные работы для реконструкции дамб в Партизанском, Дальнереченском районах, Уссурийске и Большом Камне.
— Мы видим, что в городах, где в принципе отсутствует система ливневой канализации, происходит подтопление улиц и многоквартирных домов. Причем эта беда касается и Владивостока, и Уссурийска. Решается как-то проблема ливневок?
— В Уссурийске проведены работы по разработке схемы ливневой канализации, чтобы можно было хотя бы участками реконструировать эту систему. По Владивостоку также подготовлено предложение – на федеральном уровне рассмотреть выделение средств на разработку схемы ливневой канализации и дальнейшей реализации мероприятий по реконструкции. В Большом Камне такая схема уже разработана с соучастием финансирования Минвосторазвития, выделены средства на проектно-сметную документацию, которая будет подготовлена до конца года, в следующем году планируем начать устройство ливневой канализации.
— Как вы оцениваете прохождение мусорной реформы в Приморье?
— Понятно, что остается много нерешенных вопросов, и мусорная реформа уже стала притчей во языцех. Напомню, суть ее заключается в том, что единый региональный оператор, государственная или частная компания, несет ответственность за все, что происходит с мусором. Согласно территориальной схеме обращения с твердыми бытовыми отходами все потоки ТКО должны двигаться от места их накопления, генерации к месту захоронения, утилизации или сортировки. Главная задача сейчас — исключить возможность выброса мусора нерадивыми перевозчиками в лес, под откосы. Это достигается тем, что перевозчик, забирая и отвозя отходы на полигон, привязан к системе ГЛОНАСС, на полигонах ведется весовой учет, и только после приемки мусора исполнитель получает свои деньги.
То есть суть реформы абсолютно верная. Но на пути ее реализации неизбежно возникают проблемы. В Приморье всего 13 полигонов для ТКО. Существуют огромные проблемы с инфраструктурой для утилизации, переработки и сортировки мусора. Эту инфраструктуру нужно создать, чем мы сегодня и занимаемся. Я считаю большим плюсом запуск в крае сортировочных комплексов, где сегодня перерабатывается порядка 10% всех твердых бытовых отходов. Такие комплексы должны быть установлены повсеместно и в крупных городах, и в мелких населенных пунктах, особенно там, где большое транспортное плечо до места утилизации и захоронения мусора. Например, ближайшая точка приемки отходов для Дальнереченска и Лесозаводска — кировский полигон. Поэтому было принято решение установить маленькие сортировочные комплексы в Лесозаводске, Дальнереченске и на самом полигоне в Кировке. Чтобы хранить только аккуратные прессованные кубики отходов, которые уже не могут быть использованы повторно.
— Сколько таких комплексов установлено на сегодняшний день?
— Первый открылся в поселке Ярославский Хорольского района. Еще один на следующей неделе откроем в Дальнереченске. В Лесозаводске частный инвестор изъявил желание развивать сортировку отходов. Поэтому приобретенный для Лесозаводска комплекс установим на полигоне в Кировке, чтобы уменьшить объемы захоронений. В Лучегорске мусоросортировочный комплекс будет установлен до конца июля — работы в активной фазе и близятся к завершению. Ну и во Владивостоке уже действуют мощные сортировочные линии. Сортировка отходов — современная тенденция, которой следует весь цивилизованный мир. Она помогает уменьшить объемы захоронений и дает жизнь новым вещам. Например, пластиковые пакеты для мусора можно производить из бывших в использовании бутылок. То же самое со стеклом, которое просто отправляют в переплавку. Наша главная задача по нацпроекту — это максимально, до 80%, увеличить сортировку и повторное применение сырья. Сейчас этот показатель на уровне 10-12%, но только за счет сортировочных линий во Владивостоке. Будем его увеличивать.
— Отсортированные отходы, вторсырье есть куда сдавать? Не придется ли собирать очередные свалки?
— Региональный оператор заключил контракты с переработчиками, которые принимают ежемесячные объемы отходов и строят на этом свой бизнес. Сортируются для повторного использования пластик, бумага, металл, пленка, стекло. Причем многие инвесторы видят перспективы в мусороперерабатывающем бизнесе. Например, в ТОР "Надеждинская" активно строится технопарк, задача которого — переработка промышленных отходов и ТКО.
— К вопросу о тарифах ЖКХ. С 1 июля почти во всех регионах выросла плата за жилищно-коммунальные услуги. А что происходит с тарифами в Приморье?
— Речь идет о ежегодной корректировке. Индексация тарифов традиционно происходит с 1 июля в связи с инфляцией. Для Приморского края определен рост порядка 4% — в этих пределах и будут скорректированы тарифы.
— Нельзя не спросить о программе "Тысяча дворов", запущенной в прошлом году. Как вы оцениваете ее результаты, и будет ли сбор новых заявок?
— Программа получила большую популярность не только во Владивостоке, но и во всем Приморском крае. Ее особенно ждут в небольших деревнях и поселках, где мы видим реальные изменения. Это тот проект ЖКХ, который дает очень быстрые и понятные для людей результаты. Конечно, его необходимо продолжать. На 2021 год уже заложены средства в бюджете в тех же объемах, что и на 2020-й. Сделать на самом деле необходимо еще немало, ведь многие неактивные собственники до сих пор только включаются в эту работу. Во Владивостоке и других муниципалитетах отбираются перспективные общественные пространства, которые в приоритетном порядке необходимо обновить. Конечно, это должен быть выбор граждан, чтобы мы, власти, планировали свою работу на следующий год. А, может, и два года, поскольку во многих муниципалитетах программа охватывает уже и 2023 год. В 2020 году планируется создать 176 общественных пространств и обустроить порядка 570 дворовых территорий. Причем это число, скорее всего, будет увеличено, так как большинство контрактов уже заключено, и многие муниципалитеты сэкономили часть средств.
— Порядка 2 млрд рублей в Приморье ежегодно закладывается на перечисленные вами цели. В этом году несмотря на стрессовую экономику цифра осталась практически без изменений. Чем оправданы такие огромные вложения в эстетику и комфорт?
— Конечно, это не новая котельная или очистные сооружения, но речь идет о вещах, которые очень важны для наших детей, старшего поколения, для всех, кто хочет жить цивилизованно и красиво. Уже сейчас отремонтирован 61 двор, установлены новые воркауты, детские площадки.
В Уссурийске каждый год появляется по два новых сквера у горожан. И приятно, что жители стараются привнести в обустройство городских пространств какую-то изюминку, аутентичность – так проявляется любовь к своему городу. В скверах Уссурийска стоят лавочки с искусно сделанными красивыми ножками. И в каждом сквере при входе вас встречает герб города. Недавно в Фокино мы были на открытии большой общественной детской площадки, городка со скейтпарком, различными малыми формами. И в центре — огромный корабль, который так же увенчан гербом Фокино. Дети любят проводить там время. Разве можно считать эти расходы неважными?
Возникли проблемы с подрядчиком в Дальнегорске – он не выполнил свои обязательства и был включен в черный список. Но администрация города обещалась завершить все работы до 1 июля этого года. Видно, что городские поселения края и округа серьезно вовлечены в проект "1000 дворов". Безусловно, он стал самым массовым в сфере благоустройства. И важно, что от дворовых территорий люди стремятся к обустройству скверов, общественных пространств. Меняется облик целых микрорайонов. Это та связка властей и граждан, где можно видеть реальный результат и действительно поддерживать общественную инициативу.
— Во Владивостоке очень любят обсуждать урбанистику. Кто следит за эстетической частью при формировании общественных пространств, и учитывается ли мнение горожан?
— В каждом муниципальном образовании есть утвержденные правила благоустройства. Единый стиль должен быть в каждом городе и в идеале на каждой улице, с минимизацией визуального мусора, рекламы. Это требует больших денег, много времени и сил. Но ничто не мешает постепенно приводить ту или иную улицу в порядок. Озеленять, делать какие-то интересные клумбы в едином стиле.
Что касается общественных пространств. Есть предложения граждан по благоустройству того или иного сквера. Есть дизайн-проект, который обсуждается на сайтах либо проходит через общественное голосование. Далее за дело берутся профессиональные компании. Они изготавливают дизайн-проект и документацию. И здесь очень многое зависит от подрядчика. Не буду называть компанию, но приведу пример, когда губернатору очень не понравились лавочки, установленные в одном из еще не завершенных общественных пространств. А ведь подрядчик не имеет права устанавливать что-то свое, нарушая условия документации аукциона. Поэтому часто проблема начинается именно с основного документа, заложенных в нем непродуманных решений. Отсюда появляются светильники, которые надо постоянно менять, или детские площадки, у которых маленький срок эксплуатации. Есть требования и ГОСТы к детским площадкам и сооружениям. Более того, недавно они претерпели определенные изменения. Если подрядчик всего этого не учел, работая над проектом, значит, это плохой подрядчик.
— Какие меры принимаются, чтобы детские площадки делали хорошие подрядчики?
— За время реализации проекта "1000 дворов" определились подрядные организации, которые все делают качественно и в срок. Есть так же компании, собравшие много негативных отзывов. Одна из таких компаний в прошлом году установила светильники в Большом Камне. Визуально они были абсолютно идентичны проекту, но по техническим характеристикам – толщине и окраске стали — совершенно не соответствовали ему. В итоге подрядчику пришлось устранять нарушения за свой счет.
Пока еще в крае нет центра компетенций, который поддерживал бы только хороших предпринимателей в этой области и давал соответствующие рекомендации. Но, тем не менее, на уровне министерства уже сделаны выводы исходя из итогов реализации проекта. Сформирован и представлен муниципальным образованиям перечень организаций, которые успешно выполнили свою работу и поставляли качественную продукцию. Чтобы они понимали, где действительно надежные подрядчики. Однако бывает и такая ситуация, что у надежного подрядчика не хватает мощностей, людей или денег, на которые он должен закупить оборудование. Мы ведь платим только по результатам, авансов не даем. И здесь очень важно взращивать своих, местных производителей. В этом году в Приморье появились компании, которые готовы производить продукцию в том числе для реализации программы "1000 дворов".
— Растет ли интерес потенциальных заказчиков к таким производствам в коммерческом секторе?
— Интерес действительно растет. Понятно, что кто-то предпочитает китайский пластик, кто-то местного производителя. Например, компанию "Аскольд" из Арсеньева очень заинтересовало производство воркаутов, уличных тренажеров. В период пандемии люди стали активнее тренироваться на таких площадках, что не может не радовать. И я думаю, по примеру многих других стран эта тенденция будет только расти.
— Сейчас активная фаза работ по подготовке сферы жилищно-коммунального хозяйства к отопительному сезону. Самоизоляция как-то повлияла на этот процесс, на ремонтные кампании?
— В среднем около 20% работ уже выполнено на объектах, которые надо готовить к зиме. Мы четко следим за графиком. Самоизоляция на отопительном сезоне не отразится. Еженедельно стали проводить выездные штабы, которые помогают также выявлять проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и определять пути их решения. Проблем, конечно, много. В один день их не решить, здесь необходима плановость.
— Как продвигается реализация проекта "Чистая вода"?
— Модернизация водопроводной системы запланирована в разных районах края. В Хасанском районе отремонтируют участки канализационных сетей в селе Гвоздево и поселке Приморский. В некоторых селах Пограничного, Анучинского, Спасского и Октябрьского районов проведут ремонт водопроводов. На стадии проектов водные объекты в Октябрьском, Партизанском, Пограничном, Хасанском, Хорольском, Пограничном районах, Уссурийске, Лесозаводске и Спасске-Дальнем.
Отмечу, в Арсеньевском городском округе в этом году завершатся работы по реконструкции водопроводных очистных сооружений на водохранилище реки Дачная. Они проектировались еще в 70-е годы, но так и не были достроены.
Очень важно улучшить качество воды для потребителя. Но поскольку проект региональный, и сегодня нет возможности привлечь к его реализации федеральное финансирование, мы постепенно выделяем на это средства.
— В Приморье 1 июля стартовал проект "Оперативная выездная и дистанционная защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в монопоселениях и отдаленных районах Приморского края". Можете рассказать о нем подробнее?
— Проект реализуют специалисты Информационно-методического Центра "Тихоокеанский Проект" в партнерстве с министерством жилищно-коммунального хозяйства Приморского края. С привлечением средств Фонда президентских грантов. Руководитель проекта Александр Смышляев, директор ИМЦ "Тихоокеанский Проект", наш большой друг и коллега, эксперт в сфере ЖКХ. Мы уже сотрудничали в прошлом году в области просветительской работы по обращению с ТКО, экологическому воспитанию населения. Провели немало различных мероприятий для активных и инициативных граждан, несколько совместных акций по уборке территории. И на этот год планы были большие. Но из-за пандемии пришлось отложить выезды и семинары до нормализации эпидемиологической обстановки. Когда ограничения снимут, снова будем планировать мероприятия, чтобы доносить самое интересное и важное до потребителей услуг ЖКХ.